Вовремя сориентировался
Имена лидеров Демсоюза в 1988-1991 годы были у всех на слуху, поскольку партийцы активно участвовали в запрещённых демонстрациях и митингах в центре Москвы и Ленинграда.
Фактически основателей ДС было двое — Евгения Добрянская и Валерия Новодворская. Учредительный съезд организации прошёл 7-9 мая 1988 года в Москве. Но правоохранители активно мешали появлению легальной оппозиции, всех иногородних участников съезда даже выслали из столицы. Поэтому одно из заседаний съезда состоялось на платформе Кратово Казанской железной дороги в Подмосковье.
Кстати, на первом съезде Демсоюза засветился Владимир Жириновский — он выступал с речью, был избран в состав Центрального координационного совета. По сути, это был его дебют в большой политике. Правда, Владимир Вольфович быстро сориентировался, понял, что «мирное ненасильственное изменение политической системы» и «установление представительной парламентской демократии» надо вершить точно не в этой компании и заявил о своём выходе из партии. Его дальнейшая биография известна всей стране.
Кто в ЛГБТ, кто в Грузию
Евгения Добрянская, которая больше известна как российская писательница, режиссёр авторского кино, деятель правозащитного и ЛГБТ-движения, так же покинула Демсоюз ещё осенью 1988 года. Якобы из-за того, чтобы снять с обсуждения вопрос о своём «аморальном поведении». В апреле 1991 года она вернулась в партию, но активного участия в её деятельности уже не принимала.
Активисты ДС настаивали на смене советских названий городов на старые: Тверь вместо Калинина, Екатеринбург вместо Свердловск, Нижний Новгород вместо Горький и т.д. Активист Демсоюза и депутат Ленсовета Виталий Скойбеда первым внёс в 1991 году предложение о проведении референдума о переименовании города в Санкт-Петербург. Идею одобрили в горсовете, а затем и на городском референдуме. После роспуска Ленсовета Скойбеда не стал опять бороться за мандат, подался в политтехнологи и даже какое-то время работал в охранном предприятии. Но в 2003 году оказался фигурантом уголовного дела о «черных пиарщиках». Скойбеде было инкриминировано несколько уголовных статей и в общей сложности «светило» до 15 лет заключения. Но так как он не был задержан, то ударился в бега. С тех пор живет в Грузии.
Из психушки в правозащитники
Вообще, на активистов Демсоюза частенько заводили уголовные дела, правда, в основном в конце 80-х. С 1990 года пошли дела по закону об оскорблении чести и достоинства президента СССР. Последний, против Евгения Фрумкина, завершился уже после распада СССР, в 1992 году. Его оправдали с формулировкой «в связи с отсутствием состава преступления, события преступления, а также изменением обстановки». Фрумкин на этом не успокоился. Он выходил на протесты против войны в Чечне, в защиту политзаключенных, против нарушений права человека, в поддержку гражданских активистов. Количество его административных арестов за эти годы вряд ли кто-то возьмется подсчитать. Последний раз в поле зрения СМИ он попал на Болотной площади в 2012 г. Тогда он не стал фигурантом уголовного дела, но получил 15 суток административного ареста. И позже отсудил в ЕСПЧ в Страсбурге у России 25 тысяч евро компенсации.
В уличных акциях в Ленинграде активно участвовал Александр Шмонов, хотя формально членом Демсоюза он не был. Потом, 7 ноября 1990 года он стрелял в первого президента СССР Михаила Горбачёва на Красной площади. В 1992-м Шмонова освободили. Однако он был признан душевнобольным и 4 года провел в психбольнице. После выписки его признали инвалидом II группы. В 1999 году оппозиционный активист пытался баллотироваться в Госдуму, но его не зарегистрировали. Сейчас позиционирует себя как правозащитника и бизнесмена.
Соболезнования от всех
За свою историю Демсоюз пережил несколько расколов и радикальных смен курса: от безоговорочной поддержки Бориса Ельцина до резких антиельцинских демаршей. Неизменным оставался только лидер ДС — Валерия Новодворская.
В 1992 году, в первую годовщину августовских событий 1991-го, она провела пикет у Белого дома под лозунгом: «Крючков и Язов похоронили коммунизм, а Ельцин — демократию!». Но уже весной 1993-го Новодворская неожиданно стала поддерживать Ельцина, что стало причиной очередного, самого большого раскола ДС. Но по сути Валерия Ильинична после этого всегда оставалась диссиденткой, была в жесткой оппозиции и к Ельцину, и к Путину. Последовательно критиковала внутреннюю и внешнюю политику президентов. В постсоветской биографии Новодворской было несколько уголовных дел за призывы к гражданской войне и разжигание межнациональной розни.
В 90-е она пыталась получить депутатский мандат, но безуспешно. В 93-м хотела баллотироваться в Иванове, но не смогла собрать подписи. В декабре 95-го проиграла выборы в Московском округе и стала работать в Госдуме просто помощником депутата Константина Борового. Так хорошо они сработались, что потом много лет вместе вели оппозиционную борьбу и даже создали в 2013-м совместную партию — «Западный Выбор».
Хотя Новодворская частенько участвовала в пикетах, маршах и прочих оппозиционных акциях, на Болотную в 2012-м она не пошла, заявив, что «не собирается объединяться с фашистами и коммунистами». Зато поддерживала Евромайдан. В апреле 2014 г. она заявила о принятии воинской присяги на верность Украине. Демсоюз не признал крымский референдум и присоединение полуострова к России. 17 марта 2014 г. она выпустила видеообращение, адресованное лидеру «Правого сектора» (организация запрещена в РФ) Дмитрию Ярошу, в котором поддержала использование оружия против сил правопорядка во время госпереворота.
12 июля 2014 г. Новодворская была госпитализирована в реанимацию отделения гнойной хирургии, где скончалась от флегмоны левой стопы, осложнённой сепсисом. Как рассказали близкие, травму ноги она получила ещё в 2013-м и просто занялась самолечением. 16 июля тысячи людей пришли проститься с Новодворской в Сахаровском центре Москвы. Там встретились бывшие единомышленники по Демсоюзу, которые давно не поддерживали друг с другом отношения. Соболезнования родным и близким выразили президент Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев и экс-президент СССР Михаил Горбачёв.