Остался кандидатом в кандидаты. Как Грудинин прошёл мимо выборов

Павел Грудинин. © / Любимов Андрей / Агентство городских новостей "Москва"

Бывший кандидат в президенты России Павел Грудинин так и не смог стать кандидатом в депутаты Госдумы. Решение о том, чтобы исключить его из партийных списков КПРФ, принял 24 июля Центризбирком на основании обращения Ирины Грудининой, бывшей жены директора совхоза им. Ленина. Она поведала о наличии у экс-супруга иностранных активов. Это подтвердила и Генпрокуратура по результатам проверки. В КПРФ отказ Грудинину связали с «бандитским рейдом на совхоз» и обещали обжаловать его в Верховном суде.

   
   

Сгущающиеся тучи

«Я просто не понимаю, почему у нас на заседании провокации устраиваются», - взволнованно заявила секретарь Центральной избирательной комиссии Наталья Бударина. В зале заседаний ЦИК было битком народу, стоял гул. И председатель комиссии Элла Памфилова тщетно пыталась всех успокоить.

Очередное заседание ЦИК в преддверии сентябрьских выборов Госдуму, казалось бы, должно было пройти тихо, даже рутинно. Членам комиссии предстояло утвердить для участия на выборах партийные списки «Справедливой России» и КПРФ. Процедура по большому счету формальная – все проверки кандидаты уже прошли, осталось только официально все утвердить и вручить им вожделенные удостоверения.

В случае с эсерами никаких сюрпризов не произошло. Все 15 членов ЦИК проголосовали за одобрение федерального списка кандидатов СР в полном составе. И вскоре счастливый Сергей Миронов благодарил за это решение и обещал своим избирателям бороться за победу на выборах.

Однако, когда пришла очередь обсуждать список коммунистов, идиллия была нарушена. Еще в четверг стало известно, что третий номер в списке КПРФ, бывший кандидат в президенты и глава совхоза им. Ленина Павел Грудинин может пролететь мимо выборов. К вечеру пятницы грозовые тучи над его головой окончательно сгустились, а в субботу случился настоящий идеальный шторм.

Письмо бывшей жены

Бывшая супруга Грудинина Ирина написала в ЦИК письмо, в котором рассказала, что у ее бывшего мужа есть доля в иностранной оффшорной компании. По российским законам люди с имуществом за рубежом не имеют права занимать государственные посты. Ирина также рассказала, что ее бывший муж постоянно угрожает ей, пытается причинить вред ее небольшому бизнесу, который она ведет с сыном. По словам адвокатов Грудининой, если ее бывший муж получит депутатский мандат (а с ним и депутатскую неприкосновенность), он воспользуется этим, чтобы расправиться с супругой, сыном и «всеми, кто встал на его пути». Свое письмо Ирина назвала «криком души», написала, что боится за свое здоровье и благополучие.

Документов, подтверждающих слова супруги кандидата в депутаты Грудинина о том, что у него есть зарубежные активы, к письму прикреплено не было, пояснили в ЦИК. Однако проверка Генпрокуратуры показала, что это действительно так. У Грудинина имеется офшор в Белизе Bontro Ltd. На основании этого третьему номеру федерального списка КПРФ было рекомендовано отказать в регистрации кандидатом на выборы.

   
   

Услышав такие рекомендации, коммунисты возмутились. Они начали прорываться к микрофону, чтобы взять слово. Напрасно Элла Памфилова призывала собравшихся в зале к тишине, обещая дать всем слово. «Это всё бандитский сговор», - кричали собравшиеся в ЦИК во главе с Геннадием Зюгановым коммунисты.

«Никаких счетов, никаких активов за рубежом с момента выдвижения меня кандидатом в президенты и до регистрации у меня нет, не было и не будет», - гремел на трибуне сам Грудинин. По его версии, акциями компании он действительно владел, но давно отдал их все. «А сейчас компания Bontro и вовсе не существует, – тряс он перед лицами членов ЦИК папкой с документами. – Она была официально ликвидирована ее учредителем, о чем имеются все документы!»

Однако у членов ЦИК именно к этим документам и возникли вопросы. «Павел Николаевич 2 июля 2016 года перед выборами в Госдуму подал записку, в которой утверждал, что у него нет иностранных активов, – показал всем соответствующий документ член ЦИК Евгений Шевченко. – Однако когда мы начали разбирать новое дело, он подал новое заявление, в котором говорится, что Грудинин «не является владельцем акций компании Bontro с апреля 2017 года». Как же так получается? Выходит, в 2016 году, идя на выборы кандидатом, вы все же были владельцем иностранных активов?» Ответа на это у Грудинина не нашлось.

О чём сказал адвокат жены Грудинина

Однако настоящая буря началась, когда Элла Памфилова предоставила слово адвокату бывшей жены кандидата Артему Игнатенко. Едва он вышел к микрофону, как его начали прерывать выкриками из зала.

- Уважаемые коллеги, я прошу вас, чтобы это не превращалось в какой-то базар, - обратилась к залу Памфилова.

- Это представитель бандитской группы, которая ведет атаку на совхоз (им. Ленина, который возглавляет Грудинин. – прим. АиФ.ru)! - громко с места отвечал ей Зюганов.

- Геннадий Андреевич, у вас будет слово, и вы сможете поделиться с нами вашими мыслями, - пыталась увещевать его глава ЦИК. Но без какого-либо эффекта.

- Он никакого права не имеет находиться здесь, - не слушая ее, продолжал Зюганов. Собравшиеся в зале коммунисты его поддерживали. А член ЦИК Евгений Колюшин попросил у Игнатенко документы о том, что он действительно законный представитель бывшей супруги Грудинина. «У меня все есть, я вам их предоставлю», - напрасно пытался перекричать зал адвокат.

На этом месте Памфилова потребовала выключить всем микрофоны.

- Эту дискуссию мы устроили из уважения к вам! - обратилась она к представителям КПРФ. - У нас есть документ из Генеральной прокуратуры. Это более чем достаточное основание, чтобы отказать в регистрации кандидату. Если мы его не выполним, на нас подаст в суд прокуратура. У вас есть право после того, как мы примем решение, также обратиться в суд и обжаловать наше решение. Мы не обладаем компетенцией вести расследования и давать оценку документам, называть людей бандитами. У адвоката бывшей супруги Павла Николаевича есть право выступить и высказать иную точку зрения. Разве Павел Николаевич против услышать другую точку зрения?

На этих словах зал наконец умолк, и у Игнатенко появилась возможность выступить. Он заявил, что представители Ирины Грудининой летали в Белиз, и там выяснилось, что Bontro Ltd до сих пор работает, а не ликвидирована, как утверждал Грудинин, о чем есть документы от суда Белиза.

После этого микрофон затребовал Зюганов. Про бывшую жену и бракоразводный процесс он не говорил, про компанию в Белизе тоже. Зато рассуждал про попытки уничтожить «светлый пример коллективного труда» - Совхоз им. Ленина, который строил Грудинин.

- Это бандитский рейд. Мы уже шесть рейдов бандитских отбили. Это седьмой, - гремел на трибуне Геннадий Андреевич, не объясняя, впрочем, как связано снятие кандидатуры Грудинина с «бандитским рейдом» на совхоз. В конце он пригласил всех собравшихся посетить совхоз, чтобы «посмотреть на светлые счастливые лица людей, которые там работают».

Однако члены ЦИКа не вдохновились этим предложением. «У нас есть закон, и мы в соответствии с ним принимаем решения», - констатировала Элла Памфилова. За исключение Грудинина из списка кандидатов от КПРФ на выборы в Госдуму проголосовали 13 из 15 членов ЦИК. Остальной список был утвержден в полном составе – 344 человека.