Опираясь на мнение людей. Вениамин Кондратьев — о развитии Кубани

Вениамин Кондратьев. © / пресс-служба администрации Краснодарского края

​Выборы остались позади, регионы получили своих руководителей. И сейчас избранные губернаторы делятся своими планами на ближайшую работу.

   
   

Одним из губернаторов, которого абсолютным большинством поддержали жители субъекта, стал глава Кубани Вениамин Кондратьев. Он сохранил свой пост и нацелен на дальнейшее экономическое развитие региона. О том, как будут расставлены приоритеты в работе, как изменится баланс сил в АПК, с какой стороны туристам откроется Кубань-курортная, нам рассказал избранный губернатор.

АиФ.ru: Вениамин Иванович, в одном из выступлений вы сказали, что баллотироваться на второй срок более ответственно и сложно, чем в первый раз. Люди уже оценивают не обещания, а конкретные дела. Многое уже действительно сделано. А какие задачи вы ставите в первую очередь сейчас?

Вениамин Кондратьев: Буду продолжать взятый ранее курс, опираясь прежде всего на мнение жителей и их наказы. Но сегодня у нас уже другие темпы экономического развития, бюджет значительно вырос, поэтому и задачи на эти пять лет ставим более амбициозные и масштабные. Прежде всего это строительство современнейшего медицинского кластера в Краснодаре. Решение проблемы с водоснабжением на побережье, создание особых экономических зон, базы для развития IT-сферы.

Мы продолжим развивать ключевые отрасли — АПК, промышленность, туризм, строительство. И в условиях пандемии будем расширять меры поддержки, прежде всего для малого и среднего бизнеса, для начинающих предпринимателей.

Что касается расходов бюджета, то здесь моя позиция неизменна — большую часть средств будем по-прежнему направлять на развитие социальной сферы. Если смотреть на проценты, то по-прежнему это порядка 70%. Но в денежном выражении с учетом высокой наполняемости краевой казны это, конечно, уже не та сумма, что была пять или даже три года назад. 

— Вы как-то говорили, что хотите изменить баланс сил в АПК, чтобы перевес шел в сторону фермеров. Не слишком ли это для края? Для чего это делается?

   
   

— Фермеры для АПК — подушка безопасности. Да и по-другому мы село не сохраним. У нас богатейшие традиции фермерства, и мы сегодня должны формировать новые династии. Это уже другой подход и другая ответственность, когда сын перенимает бизнес отца. И именно такие хозяйства должны быть основой АПК края, фундаментом развития сельских территорий. Когда молодежь видит, что они могут развиваться на селе, что здесь их бизнес будет успешным, что власть готова помогать, у них вряд ли возникнет мысль куда-то уехать. Именно поэтому мы сегодня наращиваем поддержку фермерских кооперативов, вводим новые виды субсидий. Та же программа «Малый сад» уже свою эффективность показала — благодаря этой поддержке аграрии за два года заложили 150 гектаров садов. На днях меня фермеры сами попросили увеличить поддержку на производство молока. И это ведь хорошо, что просят — значит, востребовано, значит, мы идем в верном направлении.

Фото: Shutterstock.com

— Судя по всему, грядут изменения в туристической отрасли страны. Полгода мир живет с закрытыми границами, и это стало своеобразной проверкой на прочность для российских курортов. Прошли ли эту проверку курорты Кубани, как вы оцениваете?

— Для наших курортов год очень непростой, мы сами были вынуждены закрыть границы края, отложить на месяц старт сезона. Следом затяжная засуха оголила все наши проблемы с водоснабжением. Мы начали масштабную реконструкцию трех основных водопроводов на побережье — к 2024 году фактически заново отстроим магистральную систему. Но объективно понимаем, что, например, по Геленджику таким способом на 100% вопрос не закроем. Здесь нужны новые источники воды, новые месторождения. Это огромные средства. И это проблема не только нашего региона, поэтому мы обратились с предложением к председателю правительства включить создание инженерной инфраструктуры в готовящийся национальный проект по развитию туризма.

А насчет проверки на прочность, мы уже ее проходили, когда были закрыты Турция и Египет. И, кстати, когда эти страны открылись, спрос на отдых на наших курортах не снизился. Думаю, так будет и на этот раз. Более того, в новых условиях мы ищем и новые точки роста. Сейчас стали развиваться экотуризм и создание туристических кластеров, которые обладают большим потенциалом. Потому что кластеры — это круглогодичный отдых и комплексное предоставление услуг.

Геленджик. Фото: Shutterstock.com

— Пожалуй, один из самых актуальных — вопрос качества медицинских услуг. В сторону здравоохранения много нареканий. Как будете решать эту проблему?

— К решению этой проблемы надо подходить через кадровый вопрос. Новое оборудование само по себе без врача лечить не сможет. А что нужно молодому специалисту? Жилье. И в этом году на покупку квартир для медиков выделяем 200 млн рублей. Помимо этого, компенсируем расходы по аренде жилья. К тому же край — активный участник федеральных программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер».

Но и этого недостаточно. Важны комфортные условия работы. И мы продолжим их создавать для работников системы здравоохранения, особенно в сельской местности. Поэтому мы строим новые современные офисы врачей общей практики в станицах и хуторах — за пять лет их количество увеличилось на 50%. С прошлого года все районные больницы переданы в собственность края — это позволило нам ускорить все бюрократические процедуры, чтобы быстрее делать ремонты. Теперь не нужно ждать, когда у муниципалитетов появятся средства на софинансирование — иначе направлять деньги из краевого бюджета было нельзя. Понимая, что ремонты не зависят от местных бюджетов, мы в два раза больше средств заложили на ремонт, чем в прошлом — 1,7 млрд рублей. Сейчас уже идет обновление 40 больниц и поликлиник в крае.

— Если в селах есть условия работы, но нет специалистов, то в больших городах, наоборот, ощущается нехватка именно инфраструктуры. Поликлиники, детские сады, школы.

— Социальная инфраструктура просто не поспевает за бешеным потоком миграции. Наши города и станицы объективно не были рассчитаны на такое количество жителей, и даже набранные нами темпы развития инфраструктуры не успевают за ежегодным приростом. Центр Краснодара задыхается, и мы отдаем себе отчет, что дороги здесь уже не расширим. Значит, нужно часть деловой жизни выводить из центра, создавать новые точки притяжения для бизнеса, в социальной сфере. Новый медкластер будем строить на выезде из города, промпарки, опять же, которые мы планируем на окраинах, «оттянут» людей из центра. И, конечно, особое внимание комплексной жилищной застройке. В новых микрорайонах сейчас предусматриваем достаточное количество социальных объектов, зеленых зон, спортивных площадок, чтобы у жителей была возможность максимальное количество услуг получить рядом с домом, не ехать в другой микрорайон и тем более город или районный центр. 

Краснодар. Фото: Shutterstock.com

— И последний вопрос о вашей команде. За последние пять лет в структурах власти прошло много переназначений. Какие качества вам важны в команде прежде всего? Раньше существовала практика забирать глав районов в край. А вы задали обратный тренд. Почему? На что вы опираетесь при принятии решений?

— Для меня важно, чтобы человек был неугомонным, чтобы он был нацелен не на действия, а на результат, на то, чтобы довести дело до конца.

Вице-губернаторы, которые стали главами, — это управленцы высокого уровня, которые мыслят широко и масштабно. Они понимают, как принимаются решения на уровне края, как добиться краевого, а порой и федерального финансирования. Как затащить к себе крупного инвестора. Именно на это я сделал ставку, когда рекомендовал их на такие позиции.

А в принятии решений я прежде всего ориентируюсь на людей, на их потребности и нужды. Когда я приезжаю в район, я в первую очередь смотрю, какие обещания мы исполнили, а какие нет и почему. И у людей, а не у глав спрашиваю — какие проблемы первоочередные, горящие, какие надо решать сейчас.