Многих российских чиновников не устраивало качество отечественных автомобилей, но им придется привыкать. Тем более, что качество российских машин растет, заметил Шайхутдинов. «Не вижу ничего другого, кроме того, что должна быть политическая воля губернатора и правительства [чтобы пересадить чиновников на отечественные машины]. Это не решается на уровне федерального законодательства, потому что если деньги на покупку выделяют из региональных или муниципальных бюджетов, то власти региона или муниципалитета при утверждении бюджетов определяют, что будут покупать», — объяснил депутат.
По словам Шайхутдинова, Госдума готова показать пример. «Сейчас Госдума ездит на автомобилях, которые предоставляет компания-подрядчик по контракту. Поэтому Госдума, наверное, будет в следующих контрактах прописывать требования к новым автомобилям. Процесс правильный, ведь речь о поддержке нашего автопрома. Но он будет вводиться постепенно, обеспечивая ремонтную базу, определенный класс автомобилей и безопасность. К этому наш автопром готов. Нужно только подождать», — заверил первый замглавы комитета.
Регионы покупают иномарки
Один из губернаторов, который уже проявил политическую волю, стал севастополец Михаил Развожаев, обещавший уволить ответственного за закупку ГАУ «Государственная экспертиза города» французского автомобиля Citroën по стартовой цене в 12 млн рублей. «Это либо провокация, либо деградация и полное непонимание того, какая ситуация сейчас в стране. Тот, кто принял решение о такой закупке, завтра будет уволен. Закупка отменена», — написал Развожаев в своем телеграм-канале накануне вечером.
Аналогичные скандалы регулярно вспыхивают практически во всех регионах страны. В том же дотационном Севастополе в 2019 году ГУП «Центр эффективного использования собственности города» заказывал Toyota Land Cruiser 200 Executive Lounge за 6 млн рублей.
В 2020 году Развожаев требовал отменить тендер «Медицинского информационно-аналитического центра» на закупку двух минивэнов на 5,8 млн рублей каждый. «Там, видимо, какие-то вообще затемнения в полушариях происходят у руководства МИАЦ. Тот, кто принимал такое решение: соответствующие оргвыводы сделать, вплоть до увольнения», — говорил тогда глава региона. Спустя год Заксобрание купило три Toyota Camry в кожаном салоне, с ионизаторами воздуха, аудиосистемой с девятью динамиками и другими премиальными опциями.
«Москвич», «Лада» и «Аурус»
С поручением пересадить всех чиновников на отечественные машины выступил 3 августа президент РФ Владимир Путин на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности. По его словам, к нему обратились министерства и ведомства с просьбой сделать упор на закупки иномарок, но это должно быть «абсолютно исключено».
«Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, — ничего страшного, наоборот, даже хорошо. Все это чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов, автомобилей, другой продукции», — заявил Путин.
На следующий день спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ориентироваться в госзакупках на Lada, «Москвич» и премиальные «Аурус». «Начинать надо с себя. Мы обсудили с руководителями фракций Госдумы вопрос использования депутатами автомобилей отечественной сборки. Все поддерживают такое решение. Договорились, что депутаты будут использовать автомобили „Москвич“, „Лада“, „Аурус“», — сказал он. Володин подчеркнул, что пользуется служебным «Аурусом», а вне работы ездит на «Москвиче-3». «Хорошая машина. Вместительная, экономичная и надежная», — заверил депутат.
Министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что все его сотрудники готовы пересесть на отечественные автомобили. Руководители крупнейших российских производителей АвтоВАЗ, «Москвич» и Aurus выразили готовность обеспечить российских чиновников машинами.