Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию дал ответ на вопрос, за счет чего экономика страны будет развиваться в ближайшие десятилетия. Одним из ключевых драйверов экономики предстоит стать транспортно-логистической инфраструктуре, очередной этап расширения которой анонсировал глава государства. Так эксперты объяснили aif.ru заявление президента о старте третьего этапа развития Транссибирской магистрали.
По земле и по воде
Президент огласил послание Федеральному собранию в Гостином дворе, где собрались не только парламентарии и члены правительства, но и герои специальной военной операции, общественные деятели, предприниматели, представители науки и культуры, спортсмены, а также журналисты. Обращение длилось более двух часов, в течение которых глава государства анонсировал пять новых национальных проектов, заявил о принятых решениях в сферах экологии, бизнеса, демографии и многих других. Ближе к завершению своего выступления президент остановился на вопросах развития транспортно-логистической инфраструктуры.
«Современная инфраструктура прямо работает на рост капитализации всех активов страны, регионов, которые задействуют свои транзитные туристические потенциалы, могут вовлечь в оборот земельные участки под промышленные и сельскохозяйственные объекты, а для граждан это возможность строить дом для большой семьи, жить в более комфортных условиях, для бизнеса это новые перспективы, в том числе на внешних рынках», — подчеркнул Владимир Путин.
Российский лидер поставил перед правительством задачу — время досмотра грузового транспорта на границе не должно превышать десять минут. По его словам, сегодня практически каждый водитель грузовой фуры ожидает часами, а особенно остро эта проблема стоит на Дальнем Востоке. При этом, по регламенту, таможенный досмотр составляет 19 минут.
«Такие требования важны и для ритмичной работы транспортного коридора „Север — Юг“, который свяжет Россию со странами Ближнего Востока и Азии. Его основой станут не только автомобильные маршруты, но и бесшовное железнодорожное сообщение на всём протяжении от наших портов на Балтике и Баренцевом море до побережья Персидского залива и Индийского океана. Также будем наращивать пропускную способность железных дорог в южном направлении, что позволит активно использовать портовые мощности Азовского и Чёрного морей», — заявил президент.
Владимир Путин также анонсировал запуск третьего этапа расширения Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба. «В своё время мы, извините за моветон, „зевнули“ немножко, вовремя кое-что не сделали, ну, ладно, — теперь должны наверстать и наверстаем. До 2030 года их пропускная способность возрастёт со 173 до 210 млн тонн в год. Одновременно должны получить развитие порты Ванино и Советская Гавань», — сказал он.
Власти продолжат развивать и Северный морской путь. По словам президента, в прошлом году по нему прошло 36 млн тонн груза, что в пять раз больше рекордного показателя во времена Советского Союза. Планируется обеспечить Севморпуть круглогодичной навигацией и увеличить обороты северных портов, включая Мурманский транспортный узел, а также нарастить арктический флот.
Источник дохода
Президент неслучайно обратил внимание Федерального собрания и членов правительства на развитие транспортно-логистической инфраструктуры после объявленных решений, которые призваны повысить уровень жизни и доходов россиян, считают аналитики. Таким образом глава государства ответил на вопрос, за счет чего будет развиваться экономика России в ближайшие десятилетия.
«Долгое время правительство считало, что нефтегазовые доходы надо не тратить внутри страны, а инвестировать за границей. События 2022 года показали ошибочность такого подхода, но инерция системы слишком велика, плюс реализация проектов нуждается в постоянном контроле. Поэтому Владимир Путин, видимо, и посчитал важным напомнить о том, что новый экономический курс — это всерьёз и надолго», — пояснил Адамидов.
«В первую очередь, с такими крупными игроками БРИКС плюс, как Китай, Индия, арабскими странами произойдет усиление существующих транспортно-логистических маршрутов, железнодорожного сообщения. Будут увеличены объёмы перевозок как в относительном, так и в абсолютном выражении, потому что сейчас это наши основные партнёры, потребители нашей продукции. Вообще в ближайшие годы ключевые рынки будут складываться именно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. С макроэкономической точки зрения это наиболее конкурентоспособные рынки», — сказал Селезнев.
Кроме ориентированности на внешние рынки, конечно, развитие транспортных коридоров будет происходить с учетом необходимости связать регионы России, уточнил эксперт. «Нам в целом необходимо связать нитями железных дорог, автомобильных магистралей, морских перевозок нашу большую страну. Это сделает более удобным перемещение людей и грузов, а значит, увеличится пассажиропоток и поток товаров в границах нашей территории. Само собой, это повлечет за собой развитие внутреннего туризма. Таким образом, в послании президента мы услышали подробный чёткий план действий на ближайшую перспективу», — резюмировал Павел Селезнев.
Владимир Путин в ходе выступления с посланием Федеральному собранию заявил о том, что первый маршрут высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-1) между Москвой и Санкт-Петербургом пройдет через Тверь и Великий Новгород. Эксперт Константин Трофименко пояснил, что изначально концепция и план ВСМ появились еще в стратегии РЖД в 2008 году. Там заложено четыре основных направления: Москва — Питер, восточное направление на Казань и Екатеринбург, южное через Воронеж до Адлера и западное направление.