В Санкт-Петербурге стартовал XXII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Впрочем, о том, что в городе проходит главное экономическое мероприятие года, знают далеко не все местные жители. Раньше своеобразной приметой форума были бесконечные пробки в центре и на Васильевском острове, где проходили основные события ПМЭФ. Теперь площадка форума переехала за город, в выставочный центр «Экспофорум», и проблемы для городского движения исчезли сами собой.
Как сейчас форум влияет на жизнь города? Сугубо положительно, как считает Сергей Воронков, генеральный директор компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», которая управляет площадкой проведения ПМЭФ: выставочным центром «Экспофорум». «Проблема многих туристических городов, в том числе и Петербурга, заключается в том, что туристическая инфраструктура заполняется на 100% только во время пика туристического сезона, — рассказал АиФ.ru Воронков. — Остальные девять месяцев она загружена на 50-70%, а то и меньше». В этой ситуации крупные отраслевые бизнес-форумы — это своеобразная палочка-выручалочка, считает он: «Деловой туризм тяготеет к несезонным периодам: тогда и цены в гостиницах ниже, и логистика удобнее. При этом на бизнесменах, приехавших на очередную конференцию, город все равно зарабатывает гораздо больше, чем на обычных туристах. В среднем деловой турист пребывает в городе на день-два больше и оставляет денег в два раза больше. Если обычный турист тратит $400 в день, то деловой — около $700-800».
«Высококвалифицированные образованные люди приезжают в Петербург, общаются здесь, у города с ними складываются разные связи, потом они возвращаются сюда уже для развития собственного бизнеса. Во время конгресса к городу приковано внимание отечественных и международных СМИ. Т. е. идет раскрутка бренда города, что привлекает сюда уже обычных туристов», — рассказывает Воронков.
Всего в ПМЭФ принимают участие лидеры трех стран G20 (Россия, Франция, Япония), множество иностранных министров, более 700 топовых зарубежных компаний и свыше 400 российских. Более 16 тысяч участников, по приблизительным оценкам, потратят больше 3 млрд рублей на гостиницы, еду, транспорт, культурные мероприятия и остальное. Общая прибыль города по итогам всего трех дней форума может достичь 30 млрд рублей.
Кстати, в 2017 году Петербург принял специальную программу по развитию туризма до 2023 года, которая в том числе предполагает работу над привлечением в город ротируемых конгрессов: крупных международных мероприятий, которые каждый год проводятся в разных местах, и за право их проведения серьезно борются несколько городов мира. Цель — ежегодно проводить в Северной столице 15-20 таких конгрессов.
Споры и санкции
Питерский форум стал первым крупным мероприятием, в котором приняли участие члены нового правительства: в новом качестве первого вице-премьера правительства (и в старом — министра-финансов) на ПМЭФ присутствовал Антон Силуанов, глава недавно созданного Министерства цифрового развития Константин Носков, новый вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова и другие. Но особое внимание было приковано к возглавившему Счетную палату экс-министру финансов Алексею Кудрину. Напомним, он еще в 2017 году представил президенту план экономического развития страны на период с 2018 по 2024 годы. Часть пунктов этой программы вошли в последние майские указы переизбранного президента, например, пункты, предполагающие увеличение вложений в медицину и образование.
Прозвучали и первые заявления членов нового правительства. Так, Антон Силуанов заявил, что в течение следующих шести лет налоговая нагрузка меняться не будет. Часть налогов для бизнеса будет даже уменьшена, в первую очередь — из числа тех, что негативно влияют на предпринимателей. При этом между Силуановым и Кудриным возникла небольшая дискуссия по поводу того, стоит ли увеличивать госдолг страны, беря кредиты для финансирования социальной сферы. Новый первый вице-премьер считает: если брать кредиты, то «только на инвестиции». Новый глава Счетной палаты, наоборот, считает, что низкий долг — «это ресурс», за счет которого можно инвестировать в инфраструктуру, медицину и образование.
Антон Силуанов и глава Центробанка Эльвира Набиуллина также заявили о необходимости внедрения добровольной накопительной пенсионной системы. Она предполагает автоматическую подписку граждан на отчисления на будущую пенсию в негосударственные пенсионные фонды. Вице-премьер Татьяна Голикова, куратор социальной сферы в правительстве, заявила, что эту меру стоит еще раз внимательно изучить и обсудить.
Еще одной животрепещущей темой первого дня форума стало влияние санкций на отечественную экономику. По оценке Алексея Кудрина, последняя волна санкций отняла до 0,5% роста ВВП. Впрочем, глава Счетной палаты отметил, что эффект от санкций «волнообразный»: негативные последствия постепенно снижаются «до введения новых санкций». От санкций, по данным Американской торговой палаты, страдает не только Россия, но и американский бизнес. Согласно опросу американских компаний, каждая четвертая из них заморозила новые российские проекты. Больше трети сказали, что санкционные ограничения поставили их в неравные условия с компаниями из других стран.
Обеспокоенность американскими ограничениями в отношении России в разговоре с корреспондентом АиФ.ru высказывали австрийские и индийские бизнесмены. Одной из обсуждаемых тем в кулуарах стали способы обхода американских санкций, которые предполагают наказания для иностранных компаний, ведущих дела с попавшими в черный список российскими предприятиями.
В любом случае, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, «настоящая международная блокада в отношении России невозможна», поскольку у иностранного бизнеса сохраняется высокий интерес к проектам в стране. 25 мая в центральной сессии дня принимают участие лидеры стран-членов «Большой семерки», — президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер-министр Японии Синдзо Абэ — что только подтверждает данный тезис.
Вечером 24 мая французский лидер уже успел провести встречу с российским президентом. Диалог, по словам Макрона, вышел «прямой и честный». Страны обсудили совместную работу в киберпространстве, ядерную сделку с Ираном, ситуацию в Сирии и на Украине. В конце диалога французский президент предложил выработать четкую формулу русско-французских отношений.