Не мы это начали. Кто угрожал России ядерным оружием?

В своем обращении к народу 21 сентября президент России Владимир Путин упомянул о «высказываниях высокопоставленных представителей стран НАТО» о «возможности и допустимости применения против России оружия массового поражения». Aif.ru посмотрел, кто конкретно позволял себе такие высказывания.

   
   

«Мочить кацапов»

Если оставить за скобками противостояние США и СССР в годы холодной войны, знаменитый Карибский кризис и прочие «прелести» того времени, то увидим: в 21 веке откровенные угрозы ядерным оружием шли в основном из Киева.

Когда в 2014 году Крым вернулся в Россию, понеслись первые откровенные намеки из Украины. Миллионы тогда услышали запись телефонного разговора экс-премьера Украины Юлии Тимошенко и бывшего первого заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны страны Нестора Шуфрича. На чистейшем русском они обсуждали ситуацию. Сначала «оранжевая принцесса» просто горячилась: «Я сама готова сейчас брать автомат и идти стрелять». А потом рубанула с плеча: «Я надеюсь, что я включу все свои связи, и я подниму весь мир, как только смогу, для того, чтобы, блин, от этой России не осталось даже выжженного поля! — заявила она. — Блин, их расстреливать надо из атомного оружия». 

Мало кто тогда усомнился, что украинские политики побежали к западным покровителям с этой идеей. И явно там нашлись сторонник предложения «мочить кацапов», но здравый смысл победил. В Москве тоже решили не заметить эти потуги.

А вот когда уже в этом году Владимир Зеленский на Мюнхенской конференции пригрозил отказом Украины от статуса безъядерного государства, к этому шантажу отнеслись серьезно все. Тогда президент Украины поставил вопрос ребром: или членство его страны в НАТО, или выход из Будапештского меморандума, который закрепил отказ Украины от ядерного оружия. С учётом информации разведки об активных и весьма удачных попытках Киева создать так называемую грязную атомную бомбу, спокойно ждать развития событий тогда было бы верхом легкомыслия. 

База в Польше 

После начала спецоперации в адрес России ядерные угрозы посыпались интенсивно. Уже 25 февраля глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан заявил СМИ, что у НАТО есть свой ядерный арсенал, и Путин должен понимать это. Кстати, тогда же он проговорился — «Путин, воюя с НАТО...». Хотя в тот момент иностранцы ещё тщательно скрывали свою «помощь Украине», которая больше похожа на непосредственное участие в боевых действиях. 

Следующим смельчаком оказался вице-премьер Польши Ярослав Качинский. 3 апреля в интервью Welt am Sonntag политик наговорил много всего «ядерного». Качиньский заявил, что Польша хочет видеть на своей территории «крупный командный центр НАТО», в котором бы планировали и проводили все важные операции Альянса на восточном направлении. «Это был бы чёткий сигнал Москве, который бы означал, что командование НАТО теперь присутствует и на востоке, — сказал польский вице-премьер. — Это существенно усилило бы сдерживание Москвы». А чтобы никто не сомневался, о чем речь, он объяснил, что в Польше надо разместить ядерное оружие США, и это опять-таки «усилит устрашение Москвы». Правда, он решил ждать инициативы от Вашингтона, но подчеркнул, что на восточном фланге имеет смысл расширить программу НАТО по совместному использованию ядерного оружия.

   
   

Кто может нажать кнопку

Командующий ВВС Германии Инго Герхартц в конце июня вообще четко заявил, что есть решимость применить ядерное оружие против России, а заодно призвал НАТО приготовиться к этому заранее. «Для надежного сдерживания нам нужны как средства поражения, так и политическая воля, чтобы реализовать ядерное сдерживание, если это необходимо», — сказал генерал. И даже тогда «прогрессивная общественность» предпочла это не заметить. Видимо, потому, что у ФРГ своего ядерного оружия нет, и решение о запуске ракет принимают точно не в Берлине. 

А вот к пассажу нового премьер-министра Великобритании Лиз Трасс отнеслись очень серьезно. Трасс ещё в статусе главы МИД, но уже на этапе борьбы за премьерское кресло заявила, что нажимать кнопку для запуска ядерного оружия — важная обязанность премьер-министра, и она лично готова это сделать. Тут все вспомнили, что у Лондона и с ядерным потенциалом все хорошо, и на решения Альянса Британия может влиять гораздо больше Германии. 

Не забываем про АЭС

Список ядерных держав мира на 2022 год насчитывает, кроме России, девять основных государств: Иран, КНДР, Израиль, Индия, Пакистан, Китай, Великобритания, Франция, США. Агрессию и резкие заявления в адрес Москвы позволяют себе политики и трех последних. Весной глава МИД РФ Сергей Лавров назвал риски ядерной войны весьма существенными: «Опасность серьезная, она реальная, ее нельзя недооценивать». Ещё в конце февраля Владимир Путин приказал привести стратегические силы сдерживания, которые предназначены в том числе для сдерживания агрессии с применением ядерного оружия, в особый режим боевого дежурства. 

Но не секрет, что угроза России исходит не только от применения ядерных боеголовок. Атомная катастрофа может случиться, если не прекратятся обстрелы со стороны Украины Запорожской АЭС. И этот момент Владимир Путин также отметил в своем обращении к народу. Впрочем, западные политики, как всегда, предпочли этого не заметить, а начали кричать о том, что Россия «шантажирует ядерной угрозой». Хотя президент России четко дал понять: мол, не мы это начали, но все «говорящие головы» с их ядерными угрозами должны помнить, что нам есть чем ответить.