Навальный в кубе: как кандидат в мэры общается с избирателями

Алексей Навальный. Фото: Романа Кульгускина, АИФ

На встрече у метро «Планерная» кандидат появляется минута в минуту. На нем песочного цвета брюки, белое поло французской casual-марки Moncler, кеды. Как только Навальный выходит на сцену, агитатор от партии «Справедливая Россия» стоящий по соседству прячет картонную фигуру соперника Алексея Навального Николая Левичева в палатку с партийной символикой и закрывает ему лицо белым полиэтиленовым пакетом.  После сторонник эсера демонстративно отворачивается и делает вид, что происходящее на сцене его не интересует. 

   
   
Агитатор от партии «Справедливая Россия» прячет картонную фигуру Николая Левичева в палатку. Фото: Романа Кульгускина

«Команда Навального» – именно такое название закрепилось за волонтерами и наемными работниками кампании –  смеется. «Правильно сделал, что убрал. Живой мэр с картонным соревноваться не может», -  произносит юноша в белой футболке. На груди у него наклеен круглый стикер с надписью «Измени Россию – начни с Москвы». С этим лозунгом кандидат- медиалидер из «мэрской шестерки» надеется, если не победить в первом туре, то уж точно пройти во второй. 

«Если вы следили за моей деятельностью, то наверняка знаете меня как беспокойного миноритарного акционера, который постоянно судится то с «Газпромом», то с «Роснефтью». Публикует какие-то схемы, ищет недвижимость депутатов за границей, пристает ко всем олигархам, чиновникам. Мы отменили сомнительных госзакупок на 59 миллиардов рублей. Меня не любит партия власти, депутаты», - Навальный  говорит об этом с уверенностью, но выясняется, что не все из собравшихся в курсе именно этой стороны его деятельности. «Не знаю, я вот слышала только по телевизору, что он какой-то лес украл», - шепчет пожилая женщина на предпоследнем ряду своей соседке.  «Зря вы так, почитали бы документы и расследования на эту тему, - вступается за Навального девушка лет 25-ти. – В Интернете все подробно рассказывается». «Куда уж мне, компьютер  и Интернет - произносит старушка – Газетку после встречи возьму с его программой и почитаю. А вообще, мне кажется, что он капиталист. Ненавижу капиталистов».    
Раздача агитационной газеты сторонниками Алексея Навального. Фото: Романа Кульгускина

Кандидат и избиратели

Выступления Навального перед районными избирателями не сказать, что стали новым словом в проведении предвыборных кампании, но к формату встреч избирательный штаб кандидата от РПР-Парнас подошел с немалой долей креатива.  Во множестве точек по городу – от центра до окраин - развернули «агитационные кубы». На каркас из металлических брусьев с четырех сторон натягивают баннеры в поддержку Навального. «Братья и сестры Навального» (еще одно неформальное обозначение волонтеров) у таких кубов раздают наклейки, листовки и.т.д. При этом каждый из «кубов» согласуется с мэрией как пикет, что, впрочем, не мешает сотрудникам полиции «кубистов» периодически задерживать,  но все-таки отпускать. Отдельного упоминания стоит агитация с помощью «балконных баннеров». В штабе всем желающим выдают большие баннеры, которые граждане могут повесить на своих балконах или других местах. Историями о том, как эти самые баннеры без согласия собственников срезают сотрудники ЖЭКов, заполнена вся столичная блогосфера.

Москвичи на встрече с Алексеем Навальным. Фото: Романа Кульгускина

«Меня часто спрашивают, что ты лезешь ко всем ним. Можно подумать, что они украли что-то у тебя лично, - рассказывает Навальный со сцены, прохожие останавливаются и подходят ближе. Количество слушателей медленно, но верно растет.   – Да, я действительно считаю, что они украли деньги лично у меня».  По подсчетам Навального за 15 лет «жирных путинских времен», на долю каждого россиянина (включая детей и глубоких стариков) от из прибыли от продажи природных ресурсов страны приходится по 640 тысяч рублей.  «Я понимаю, конечно, что нет такой кассы, где их можно забрать, но я хотя бы хочу понять, куда были вложены эти деньги. Мою часть выкопали и продали? Где эти деньги? «, - задается вопросом кандидат в мэры. 

Все встречи, на которых удалось побывать корреспонденту АиФ.ru,  по времени делятся на три части. Стартует Алексей с рассказа о себе, затем переходит к политической программе, а «на десерт» отвечает на вопросы слушателей.  Последняя часть может длиться так долго, насколько это возможно - зависит это от того, как далеко находится следующее место встречи и опаздывает ли туда Навальный. Так что финальным встречам в плане графике обычно везет – с кандидатом удается пообщаться подольше.

Провокаторы и оппоненты

Пока Навальный говорит, его охранник и глава волонтерского штаба Николай Ляскин — политический активист со стажем и бывший футбольный хулиган – следят, чтобы не было провокаций.

   
   
Глава волонтерского штаба Алексея Навального Николай Ляскин. Фото: Романа Кульгускина

«В какой колонии вы будете отбывать срок», - спрашивает у Навального коротко стриженый парень в зеленой рубашке. «Вы знаете, что меня сажали уже один раз», - не теряется Алексей. Автор вопроса, не дослушав, уходит. «Молодой человек, не уходите?», - обращается к неизвестному Алексей.  Тот убыстряет шаг.  «На каждую мою встречу приходят вот такие провокаторы, - продолжает Навальный  - Никто из них не задает вопросов, в какой колонии будет сидеть Ротенберг, Тимченко – главный экспортер российской нефти, Якунин?  Они вот бегают  и даже не стесняются врать, что моя семья живет в Америке, что я украл весь лес… Мы же не  позволим себя обмануть? Моя деятельность и моя жизнь абсолютно прозрачны. Когда я только повел свои антикоррупционные расследования, мне все говорили - тебя посадят. Меня посадили. На один день. Люди возмутились, вы вышли и меня отпустили».

 

Навальный vs Якунин: обвинения и опровержения. Инфографика >>

В том, что на встречи с Навальным приходят не только его сторонники, но и те, кто еще не определился с выбором, это факт.  Вот только дискутировать корректно с кандидатом получается не у всех. Тех, кто кричит, хамит или агрессивно себя ведет, «служба безопасности» Навального пытается корректно удалить с места встречи. Иногда сдает в милицию. До мордобоя дело не доходило, но вот нацболы, чей активист пытался задать вопрос и был вытолкан охранниками Навального с трибуны, на кандидата обиделись. Коммунисты, которые приходили на встречи с Навальным, с кандидатом не дискутировали. Они предпочитали агитировать уже после встреч тех, кто остался взять агитационные материалы. Представители прокремлевских молодежных движений – они не представлялись, но легко угадывались по манере и форме вопросов  - интересовались исключительно «делом Кировлеса», «западными спонсорами оппозиции», «доходами Немцова, Каспарова и Касьянова».

Встреча с избирателями у метро Сходненская. Фото: Романа Кульгускина

«Для того чтобы избрать мэра Москвы необходимо 1, 5 миллиона человек. Я уверяю вас, что они в Москве есть», - говорит Навальный.  Из окон дома напротив развернутой агитационной площадки на Химкинском бульваре, что у метро Сходненская высовываются люди. Солнце печет нестерпимо. Горожане, столпившиеся у сцены, укрывают головы агитационными газетами.  «У нас нет ни другого города, ни другой страны»,  - говорит Навальный. Охранник утирает пот со лба.  Как и на первой встрече (обычно Алексей встречается с избирателями три раза в день) и на последующей, на улице Свободы,  Навальный высказывается по вопросам миграции.  Кандидат предлагает увеличить штрафные санкции для предприятий, использующих труд нелегалов, расторгать контракты с городскими подрядчиками, уличенными в незаконном использовании рабочей силы приезжих. Политик предлагает публиковать все штатные расписания и зарплаты нанятых рабочих.  Эти слова собравшиеся раз за разом встречают аплодисментами.

Охранник Алексея Навального за работой. Фото: Романа Кульгускина

«У них у самих такой же забор стоит»

Приходит время для диалога с избирателями. «Я москвич, занимаюсь рыбалкой. Как мне пройти к воде, если там все загорожено. Что вы как мэр для этого сделаете», - интересуется мужчина в первом ряду. «Отличный вопрос на самом деле», -  оживляется Навальный и проводит параллель с главой РЖД Владимиром Якуниным, который якобы захватил часть прибрежной зоны при строительстве роскошной дачи. Сам Якунин эти обвинения Навального отрицает.  «По закону можно ли загородить проход к воде?» - спрашивает Алексей. «Нельзя», - кричат ему из толпы.  «Ничего другого не должен сказать кандидат в мэры, кроме того, что законы надо соблюдать. По закону все эти заборы совершенно точно надо снести, - говорит Навальный -  Я хочу стать мэром у которого все будет очень просто. Зафиксировали забор, замерили. Меньше 50 метров, приехала инспекция сломала и оштрафовала. Ничего другого делать не нужно. Это легко. У нынешней власти все это не получается потому, что у них у самих такой же забор стоит. Вот и все».
Чтобы послушать Навального, люди высовывались из окон. Фото: Романа Кульгускина

«Как вы доберетесь до коррупционеров-то», - продолжает автор вопроса.  «Я вижу один путь. Я прихожу на такие встречи. Вас агитирую, вы за меня голосуете. И тогда я до всех доберусь. Никакой другой системы для меня не существует», - отвечает Навальный.

Следующий вопрос о предвыборной команде Навального и о тех людях, что займут в случае его победы важные  посты, Алексей манкирует. «Будет второй тур, тогда все узнаете. Сейчас же со мной работает огромное количество людей. Знаете сколько сейчас волонтеров зарегистрировано в моей избирательной кампании? Больше десяти тысяч человек».

Избиратели на встрече у метро Сходненская. Фото: Романа Кульгускина

«Нас гораздо больше чем мафии»

«Главное, что я вам сейчас хочу сказать, -  подводит итог агитационного дня Алексей Навальный. - Давайте 8го сентября, до и после этой даты, верить в свои силы. Давайте верить, что нас гораздо больше, чем любой мафии».  Он делает паузу, вздыхает и продолжает: «Мы всех сможем победить. Нужно просто прийти и проголосовать. Нужно сагитировать десять человек вокруг себя».

Встреча с избирателями у метро Планерная. Фото: Романа Кульгускина

Раздача автографов, фотографии на память. До следующей встречи остается сорок минут. Навальный шутит, что успеет чуть-чуть вздремнуть в машине. К черному Land Rover припаркованному во дворах Навального сопровождает охранник (уж не тот, что стоял у сцены) и корреспондент немецкой радиостанции.  Алексей пытается переправить его к пресс-секретарю, но после настойчивых уговоров соглашается дать блиц-комментарий.

«Вы точно верите в собственную победу»,  - интересуются у него журналист.  Навальный отвечает утвердительно.