Наказание и оправдание. Что ждет участников массовых беспорядков

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

3 сентября суды Москвы рассматривали уголовные дела в отношении фигурантов дел о массовых беспорядках в столице 27 июля и 3 августа. Всего под следствием находится больше 15 человек.

   
   

Получившие наказание

Приговор вынесен трем фигурантам уголовных дел. Самый большой срок получил блогер Владислав Синица. Пресненский суд приговорил его к 5 годам лишения свободы за запись в Twitter, в которой он угрожал детям сотрудников полиции. 31 июля после несогласованного митинга, который закончился столкновениями с полицией, он написал: «Посмотрят на милые счастливые семейные фото, изучат геолокацию, а дальше ребенок доблестного защитника правопорядка просто однажды не приходит из школы. Вместо ребенка по почте приходит компакт-диск со снафф-видео».

Синица был задержан 3 августа. Следствие предъявило ему обвинение по статье 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды в отношении группы лиц, совершенное публично с угрозой применения насилия»). Вину блогер не признал. Он подтвердил, что написал твит, но, по его словам, сообщение нельзя считать угрожающим, так как он «просто рассуждал о возможных последствиях» для силовиков. Синица сказал, что твит «грубый и неэтичный», но он был написан под впечатлением от действий полиции, которая разогнала акцию протеста 27 июля.

Прокурор попросил приговорить блогера к 6 годам лишения свободы (максимальное наказание), однако судья принял решение отправить Синицу в колонию общего режима на 5 лет. Официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин заявил, что приговор справедлив. «Мы считаем, что приговор справедливый, поскольку угрозы в адрес детей сотрудников, которые звучали от блогера, — это серьезная вещь. И, на мой взгляд, наказание соответствует тому поступку, который он совершил», — сказал он.

К трем годам лишения свободы был приговорен участник акции 27 июля Иван Подкопаев. Его обвинили в том, что он распылил перцовый баллончик в сторону полиции. Кроме того, он по-прежнему является обвиняемым по статье об участии в массовых беспорядках.

При задержании у Подкопаева нашли при себе нож, перцовый баллончик, противогаз и молоток. Он заявил, что этот нож нельзя использовать как холодное оружие, баллончик ему нужен для защиты от бродячих собак, а противогаз и молоток — в хозяйственных целях в связи с работой (Подкопаев — техник, живет в Одинцовском районе Подмосковья). При этом вину в нападении на полицию Подкопаев признал. Это было учтено как смягчающее обстоятельство при вынесении приговора.

2 года колонии общего режима по статье 318 УК («Применение насилия к представителю власти») получил 25-летний Данила Беглец. Он индивидуальный предприниматель, который получил российское гражданство только два года назад (до этого был гражданином Молдавии). На акции протеста 27 июля он попытался не дать задержать одного из демонстрантов, схватив полицейского за руку. Сам Беглец заявил, что на месте незаконной акции оказался случайно (шел на встречу), однако 26 августа он признал вину. Он извинился перед сотрудником полиции. Прокурор при вынесении приговора попросил учесть семейное положение Беглеца (у него двое малолетних детей, младшая дочь родилась 16 мая).

   
   

Оправданные и отпущенные

В отношении сразу пяти человек Следственный комитет прекратил уголовное преследование, придя к выводу об отсутствии состава преступления. Правда, это не означает, что у правоохранительных органов не осталось вопросов к Сергею Абаничеву, Даниилу Конону, Валерию Костенку, Владиславу Барабанову и Дмитрию Васильеву. «Учитывая, что в действиях названных лиц усматриваются признаки административного правонарушения, соответствующие материалы направлены в органы МВД России», — заявили в СК.

Абаничева подозревали в том, что он кинул в полицейского камень. Однако, по словам адвоката, подозреваемый оказался на акции случайно: шел по своим делам, оказался в толпе, не смог выйти из оцепления. Камень он ни в кого не кидал, а всего лишь бросил на землю стакан из-под газировки. Конон, Костенок, Барабанов и Васильев подозревались в координации действий протестующих на акции 27 июля. Изучив материалы дела, в том числе записи видеокамер, следователи решили, что они невиновны. Хотя многие оппозиционные политики говорили, что по делу о массовых беспорядках в Москве сажать собираются всех подряд, в действительности Следственный комитет тщательно рассматривает каждый конкретный случай и, если состава преступления не обнаруживается, отпускает обвиняемого на все четыре стороны.

Кто остается под следствием?

Сейчас под следствием остаются по меньшей мере восемь человек. Это Евгений Коваленко (бросил мусорную урну в полицейских), Самариддин Раджабов и Айдар Губайдулин (бросались бутылками в полицейских), Кирилл Жуков (провоцировал полицейского, поднял забрало его шлема), Алексей Меняйло (обвиняется в координации действий протестующих), Сергей Фомин (также координировал действия протестующих, стал известен благодаря тому, что ушел от задержания, взяв на руки грудного сына друзей), а также Егор Жуков. На два месяца за нападение на полицейского был арестован Никита Чирцов.

Самый известный из этого списка — 21-летний студент Высшей школы экономики Егор Жуков. В его поддержку в Москве развернулась общественная кампания. Освободить студента просили «Новая газета», радиостанция «Эхо Москвы», студенты ВШЭ, рэпер Оксимирон, проректор ВШЭ, кандидат в Мосгордуму Валерия Касамара. В итоге СК попросил отправить Жукова под домашний арест. Как сообщают источники в правоохранительных органах, решение было принято с учетом консолидированной позиции Высшей школы экономики, студентом которой и является Жуков.

В отношении студента заведено уголовное дело об участии в массовых беспорядках. Кроме того, сегодня ему предъявили обвинения в призывах к экстремизму. Жуков ведет блог на YouTube, в котором он неоднократно призывал подписчиков приходить на несогласованные акции и рассказывал об опыте революций в других странах.

О том, что может грозить всем обвиняемым по делу о массовых беспорядках, «АиФ» рассказал член Общественного совета при Минюсте РФ, адвокат Рубен Маркарьян. По его словам, массовые беспорядки, согласно статье 212 УК РФ, — это не только погромы, поджоги, столкновения с полицией: «Статья может быть применена и в случае трансформации санкционированного митинга в массовые беспорядки. Например, молодой человек пришёл на мирный митинг, а потом начался погром. Если швырнуть что-то в сотрудника полиции из толпы, то это можно квалифицировать как покушение на представителя власти, как хулиганство и как участие в массовых беспорядках». Наказание зависит от проступка: за призывы к беспорядкам — до 2 лет лишения свободы, за участие — от 3 до 8 лет, за организацию — от 8 до 15 лет. «Молодые люди, ищущие романтики, во время подобных беспорядков рискуют испортить себе жизнь навсегда. Достаточно попасть в дело оперативного учёта, потом не возьмут ни в полицию, ни на госслужбу. И никогда потом не докажешь, что был молодой, горячий, глупый!» — говорит Маркарьян.