«На долгосрочной основе с Россией». Казахстан укрепляет автопром

пресс-службы правительства РК

Несколько дней назад «Аргументы и Факты» сообщали  о российских инвестициях в строительство на юге центральноазиатской республики завода по производству минеральных удобрений. А накануне стало известно о новом масштабном проекте — создании совместного предприятия в Казахстане по выпуску автомобильных шин. В подписании стратегического соглашения в Россию принял участие вице-премьер правительства Казахстана Роман Скляр.

   
   

3,6 млн шин в год

Будущий завод в Казахстане по выпуску легковых, легкогрузовых и грузовых шин является совместным предприятием российской нефтяной компании «Татнефть» и казахстанской группы компаний «Аллюр». Согласно документации, предполагаемая мощность нового производства достигает 3 млн легковых и легкогрузовых шин с возможностью увеличения до 3,6 млн. Запуск запланирован на 2022 год, производство даст возможность создать до 1000 рабочих мест.

Казахста Фото: пресс-службы правительства РК

Соглашение о намерениях и дорожная карта были подписаны в присутствии премьер-министра Татарстана Алексея Песошина и заместителя премьер-министра Казахстана Романа Скляра. До церемонии подписания казахстанская делегация посетила цеха крупнейшего предприятия шинной промышленности Российской Федерации «Нижнекамскшины», входящего в состав шинного бизнеса группы «Татнефть». По словам Песошина, сегодня поставка татарстанских шин осуществляются в 50 стран мира. При этом, отметил премьер, Казахстан является одним из стратегических партнёров Татарстана.

«Наши отношения развиваются на долгосрочной и системной основе в рамках Соглашения между правительством Республики Татарстан и правительством Республики Казахстан о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества от 3 апреля 1996 года. В первом полугодии 2020 года Татнефть поставила в Республику Казахстан только шинной продукции на сумму более 1 млрд рублей. Я рад, что сегодня Татнефть не ограничивается расширением рынка сбыта готовой продукции и услуг, но и создаёт новые производства за пределами Татарстана», — подчеркнул Алексей Песошин. Вице-премьер Казахстана Роман Скляр поблагодарил за сотрудничество и выразил уверенность в том, что проект будет успешным.

Фото: пресс-службы правительства РК

Казахстанский автопром — лидер по темпу роста

Стоит отметить, что казахстанский автопром на протяжении нескольких лет лидирует по темпу роста в отрасли. Так, за неполные 10 лет объём автомобильного производства в Казахстане вырос в 12,5 раза. Из последних цифр: несмотря на удар, нанесённый казахстанской экономике пандемией COVID-19, по итогам первого квартала 2020 года в республике было произведено 18 836 единиц автотранспортных средств, включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы, что на 62,5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам председателя совета директоров ГК «Аллюр» Андрея Лаврентьева, автопром занимает одно из самых важных направлений в машиностроении Казахстана.

«Перспективы развития и возможность выхода на рынки ЕАЭС и ближнего зарубежья продолжают привлекать в страну новые технологии и инвестиции. Создание собственной автокомпонентной базы, в частности, производство шин — один из важнейших этапов развития отрасли. Это позволит сделать серьёзный шаг в увеличении локализации продукции казахстанских заводов», — подчеркнул Лаврентьев.

Отметим, что в 2019 году в Казахстане было произведено свыше 44 тысяч легковых машин, рост по сравнению с 2010 годом составил 46,8%. Половина всех произведённых в Казахстане автотранспортных средств сошла с конвейеров крупнейшего автопроизводителя ТОО «СарыаркаАвтоПром». Группа компаний «Аллюр», заключившая соглашение с российской «Татнефтью», является акционером этого предприятия. «Аллюр» выпускает автомобили под марками Hyundai, Niva Chevrolet, UAZ и MAN, а также является официальным дистрибьютором и дилером брендов JAC, Ankai, Yutong, Chevrolet, Ravon.

   
   
Фото: пресс-службы правительства РК

Новый этап развития

Казахстанский автопром — довольно молодая отрасль, включённая сегодня в число 12 приоритетных направлений индустриального развития несырьевого сектора. А начиналось всё в 2003 году, когда был собран в союзе с ВАЗом первый автомобиль «Нива». Тогда объёмы производства насчитывали всего несколько тысяч единиц (пик пришёлся на 2010 год — 4 тыс. единиц автомобилей марки ВАЗ). Основную же часть авторынка страны занимал импорт.

Ситуация начала кардинально меняться после того, как к развитию автомобильной отрасли Казахстана был привлечён крупный транснациональный инвестор СМС-JAC Motors, ставший стратегическим партнёром «СарыаркаАвтоПром». Благодаря государственному стимулированию отрасли (льготы по НДС, введение утилизационного сбора, программа промышленной кооперации), в республику потянулись крупнейшие производители коммерческой техники.

«С точки зрения принятия общемировых стандартов по экологичности, безопасности и снятия внешнеторговых барьеров Казахстан продвинулся дальше по сравнению с некоторыми соседними странами, — прокомментировал изданию Капитал.kz директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана Артур Мискарян. — Важное преимущество отечественных авто — цена: на сегодня она составляет в среднем 6,8 млн тенге (1,17 млн руб.), а импортного — 10,9 млн (1,88 млн руб)».

По словам Мискаряна, сегодня казахстанский автопром стремится к новому этапу развития, когда рынок станет потреблять более 100 тыс. локально произведённых автомобилей в год — в таких условиях становится рентабельным производство автокомпонентов. Таким образом, следует констатировать, что автопром в Казахстане является перспективной отраслью, которой государство уделяет должное внимание, внедряя передовой международный опыт.

Фото: пресс-службы правительства РК