Мобилизация в законе. Кому и чем угрожают «военные» поправки в УК?

20 сентября Госдума одобрила сразу во втором и третьем чтениях поправки в законопроект, по которому в Уголовный кодекс вводятся понятия «мобилизации», «военного положения» и «военного времени». Многие сразу увидели в этих поправках предзнаменование скорой массовой отправки мужского населения в зону СВО. Однако, как успокаивают эксперты, речи об этом не идет. 

   
   

С вступлением поправок в силу ситуация «мобилизации», «военного положения» и «военного времени» станет отягчающим обстоятельством при совершении преступлений. Например, таких как дезертирство и добровольная сдача в плен. Ранее Уголовный кодекс включал только понятия «вооруженного конфликта» и «ведения боевых действий». 

Как объяснил aif.ru адвокат Дмитрий Аграновский, специализирующийся на уголовных делах и международном праве, УК всего лишь привели в соответствие со здравым смыслом. 

«Такое понятие как мобилизация есть в законах у абсолютного большинства государства. Она была прописана в мирное время как в кодексе РСФСР, так и в кодексе Украинской ССР и других республик. Я уже не говорю о современных нормах большинства европейских стран, — объясняет aif. ru Дмитрий Аграновский. — В постсоветский период эти понятия у нас убрали, как мне видится, по политическим причинам. Я помню, как в то время принимался Уголовный кодекс РФ. Это было на фоне войны в Чечне. Мы как бы подчеркивали, что стремимся к миру и хотим со всеми дружить. Такие витания в розовых облаках. Сейчас тоже в какой-то мере прозвучал сигнал для внешней аудитории. Наши оппоненты должны видеть, что мы можем пойти и на такие меры». 

Могут ли и вправду объявить мобилизацию?

Под мобилизацией понимают ряд мероприятий по переводу страны из состояния мирного времени в боевую готовность. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков неделю назад заявлял, что эта мера не рассматривается. 

«Лично я не вижу сейчас военных действий, даже в перспективе, для которых бы потребовалась мобилизация широкого круга военнообязанных, — отмечает Дмитрий Аграновский. — Однако это не отменяет того, что в законе должны быть такие статьи. Хочешь мира — готовься к войне». 

Как будет выглядеть мобилизация?

На улице стоит грузовик, а рядом два сотрудника военкомата. Люди в форме останавливают молодых людей на улице: «Сколько лет? Почему не в армии?». Примерно так, судя по обсуждениям в интернете, многие видят мобилизацию, о которой в последнее время говорят всё чаще и чаще.

   
   

По словам Дмитрия Аграновского, на самом деле этот процесс гораздо сложнее и многоэтапнее.

«Мобилизация — это процесс, который имеет много аспектов. Военная мобилизация может быть полная и может быть частичная. Полной мобилизации не было даже в Великую Отечественную войну. Далее, мобилизация в широком смысле подразумевает промышленную, экономическую, организационную, политическую мобилизацию сил и только в последнюю очередь — массовую отправку срочников для участия в военных действиях», — объясняет юрист. 

Насколько строгое наказание?

Исходя из новых поправок, при объявлении режима «мобилизации», «военного положения» или «военного времени» за некоторые преступления может грозить до 15 лет лишения свободы. К таким преступления относятся мародерство, добровольная сдача в плен, самовольное оставление части. 

«Это абсолютно нормальная практика, — объясняет Дмитрий Аграновский. — Если вы откроете уголовный кодекс РСФСР, то во всех подобных статьях предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. Просто представьте, что кто-то совершает такие преступления во время, скажем, блокады Ленинграда. Я думаю, такие сроки вполне адекватны опасности содеянного».