Мир без нефти. Чем рискует Россия, проспав зеленую революцию в энергетике?

Цены на нефть вернулись на уровень до пандемии. Но углеводородные доходы России ожидает опасность более серьёзная, чем коронавирус. Аналитики предупреждают: спрос на нефть и газ в мире упадёт по мере развития альтернативной энергетики. 

   
   

Читаем новости из-за рубежа. Продажи аккумуляторных автомобилей в Норвегии в 2020 г. впервые превысили реализацию всех остальных: из 141 412 новых машин 76 789 были электрическими. К 2025 г. продажа бензиновых и дизельных авто в этой стране будет запрещена. На выпуск электромобилей в ближайшем десятилетии почти полностью переключатся заводы «Форда» в Европе. А государственный пенсионный фонд той же Норвегии продал весь имеющийся у него пакет акций компаний, связанных с разведкой и добычей нефти.

Даже Саудовская Аравия ставит задачу к 2030 г. прийти к новому энергобалансу, половину которого составит газ, а половину — возобновляемые источники энергии. Нефтегазовые гиганты Chevron и British Petroleum запускают геотермальный проект.

США при Байдене вернулись в Парижское соглашение по климату, цель которого — в течение XXI века ограничить глобальное потепление 1,5 градусами. Многие страны обязались остановить накопление в атмосфере углерода, создающее неуправляемую «термическую реакцию». Норвегия намерена сделать это к 2030 г., ЕС — к 2050 г., Китай — к 2060 г. 

А что в России? Создаётся впечатление, что нам не до этого. Типичный представитель нашего списка Forbes думает скорее о марже, расширении бизнеса, выбивании налоговых льгот и удержании покровительства власти. Отрезвление наступит после введения в мире ограничений для компаний, использующих экологически вредные методы производства. ЕС уже в 2021 г. намерен ввести «углеродный налог» для экспортёров, ввозящих продукцию, произведённую с большим количеством парниковых выбросов. Наивно думать, что наши компании он минует. 

К 2050 г. Европа собирается уменьшить доли нефти и газа в производстве на 40%. Ясно, что это сократит спрос на наши нефть и газ. И ясно, что на первые позиции в мировой экономической повестке выходит альтернативная энергетика. Это ещё одна постиндустриальная революция из тех, что разделят мир на страны, осваивающие другие планеты и выполняющие грязную работу на бензоколонке. Это игра для тех, кто смотрит в будущее. И игры вокруг строительства новых газонефтепроводов — из прошлого.

Изменить отношение российского бизнеса к этим проблемам должно государство. Рецепты просты. Через налоги, гранты, тарифы стимулировать сокращение эмиссии парниковых газов. Через привлечение иностранных инвесторов завозить в страну климатически дружественные технологии. И не думаю, что они окажутся под санкциями.