Михаил Дегтярев: «Плюсы от бизнеса на Востоке могу объяснить на пальцах»

Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев перед началом пленарного заседания XXV Петербургского международного экономического форума-2022. © / Григорий Сысоев / РИА Новости

Губернатор Хабаровского края рассказал в эксклюзивном интервью aif.ru о плюсах поворота на восток в экономике, борьбе с лесными пожарами и главном уроке от Владимира Жириновского.

   
   

«Нужно импортозамещение мозгов»

Дмитрий Соколов, aif.ru: ​На форуме вы участвовали в сессии, которая называлась «Поворот на Восток». Хабаровский край этот поворот совершил очень давно. Как теперь всем нам стать на востоке своими?

Михаил Дегтярев: В первую очередь требуется срочное импортозамещение мозгов. Мы этим занимаемся и, слава Богу, теперь сама история помогает импортозаместить мозги людям, принимающим решения, и предпринимателям. Простой пример. 

Один местный предприниматель переделывает бизнес-проект с немецкого оборудования на китайское. В итоге оказывается и дешевле, и производительнее. Я его спрашиваю: «А зачем ты из Германии хотел ставить завод, если Китайский завод в 500 километрах?» Отвечает: «Ну вот, так привыкли».

ПМЭФ для меня — это возможность на пальцах объяснить преимущество ведения бизнеса на Востоке и то, что там будущее. А Восточный экономический форум — это уже место, где мы подпишемся. Между этими форумами у меня будет два месяца, чтобы несколько инвесторов, которых я здесь сагитировал, встретить, провести, показать и вбить, так сказать, первый колышек. Мы были первопроходцами и сейчас оказались на передовой.

— О чем речь в первую очередь с этими инвесторами?

— О портах, о логистических центрах, о производствах. Мы покажем две площадки под универсальные тихоокеанские порты. Не буду пока называть, с кем я договорился, потому что это предварительная история. Планируем у нас разместить сборочные производства автобусов «Волгабас». У нас очень большие инженерные компетенции — в самолетостроении, в судостроении, в энергетическом машиностроении. Все есть. 

   
   

Объемы леса очень большие. Всегда было выгодно гнать круглый лес за рубеж, и этим все пользовались. Но теперь, благодаря решению президента, единственно верному, экспорт круглого леса запрещен. И все экспортеры леса «зачесали репу», вскрыли свои подушки и матрасы с наличностью и начали вкладываться в новые лесоперерабатывающие предприятия. 

Сейчас их больше десятка строится. В основном это наши инвесторы, но есть два очень крупных игрока, которых тоже удалось заинтересовать. Мы их тоже ждем этим летом. Если их устроит наш лес и объемы, мы поставим ещё пару крупных заводов. 

— Ваш основной партнер в Азии — это Китай?

— В основном Китай. Есть ещё Малайзия и Индонезия. Япония, в связи с последними обстоятельствами, конечно выпадает. Хотя мы совместно с губернаторами-соседями обратились в правительство с просьбой разрешить нам все-таки экспорт шпона и пиломатериалов, которые производится у нас, в Японию. Почему? Во-первых, это нам выгодно. Во-вторых, японские инвестиции у нас присутствуют в крупных предприятиях лесопереработки RFP Group. Надо сказать, что они продолжают осуществлять инвестиции в производство и модернизацию. Бизнес ведет себя довольно добросовестно, и совсем рвать отношения с ним невыгодно. Поэтому сохраняем отношения с японской стороной, являемся лоббистами наших предприятий, где есть японский капитал. А вот Корея просела, практически до нуля. Все объемы перешли или Китаю, или Южной Азии — Малайзия, Индонезия. В основном, это уголь.

От пандемии в экономике не осталось следа

— Вы пришли в регион в разгар пандемии. Сейчас уже удалось восстановить показатели до докоронавирусного уровня?

— У нас не было сильного падения , в отличие от Приморья, например. Мы не сильно просели в 2020-м по сравнению с 2019-м. А 2021-й весь рост. В 2022-м продолжается рост во всех отраслях. Мы видим, что в 2022 году, уже сейчас, объемы промышленного производства увеличились на 6%. Деревообработка — на 31%. Стройматериалы — на 11%. Металлические руды — 11%. Везде растем. 

— Вы стали губернатором в одной экстремальной ситуации, потом началась другая, а рост продолжается. Это требует объяснений.

— Я это объясняю нашими коллективами и востребованной продукцией. А так, конечно, есть и меры государственной поддержки. И правильные меры, которые приняли мы сами — экономический блок Правительства Края. Где-то мы снизили нагрузку налоговую, обнулили патенты для предпринимателей, обнулили транспортный налог для автоперевозчиков в пандемию. Имущественные налоги снизили для пострадавших областей. Так что, считаю, экзамен мы прошли. 

— Строительство важную роль играет для Хабаровского края? 

— Стройка тоже показывает рост в 11%. Это для нас очень важно. Мы убедили правительство и добились поручения президента о том, что Дальневосточный кластер стройматериалов будет в Хабаровске. Мы его уже зарегистрировали, уже выделили площадки под новые производства — 12 новых производств. Это металлоконструкции, кирпич, строительные смеси, смолы. Сейчас ищем инвестора на стекольный завод. Потому что стекла нам не хватает.

«С пожарами боремся вместе с соседями»

— Есть еще одно экстремальное обстоятельство. Сейчас идет сезон лесных пожаров.

— Это, конечно, серьезная проблема для региона, но в последнее время у нас снижается площадь пожаров. В 2021 году она была меньше, чем в 2020-м. В 2022 году, мы надеемся, положительная динамика сохранится. За счет чего? Вовремя проводим все учения, тренировки, задействуем все органы местного самоуправления. Применяем средства предупреждения. В том числе космические — следим за распространением огня в реальном времени. Показатель тушения пожаров уже в первые сутки достиг 96%. Это выше, чем по стране (88%). Плюс ко всему у нас выросло в последние годы количество пожарных десантников и воздушных судов, осуществляющих мониторинг и тушение — как за счет регионального бюджета, так и за счет федерального. В связи с этим мы Александра Александровича Козлова [министр природных ресурсов и экологии, — ред.], конечно, благодарим. Потому что он пересмотрел, в том числе и по моей просьбе, методики расчета распределения средств. Раньше нам доставалось, несмотря на высокую лесистость, меньше средств, чем Амурской области. Теперь мы получили дополнительных полмиллиарда рублей. Ну и свои средства оставили. Поэтому удается вовремя ликвидировать очаги возгорания. Мы даже 55 пожарных отправили в Иркутск на помощь. Ребята добровольно поехали бороться с пожарами. В прошлом году отправляли в Якутию. Всегда помогаем соседям, своих не бросаем.

Урок Жириновского

— Нельзя не спросить по Владимира Жириновского, в партии которого вы проработали очень много лет. После его смерти в городах начали появляться улицы и памятники в его честь. Может ли что-то в этом роде появиться в Хабаровском крае?

— Это вполне возможно. Но сначала все должно все «отстояться». Жириновский всегда меня учил: «Дегтярев, не газуй на повороте. Иначе унесет». Как и когда именно мы его увековечим — в 2022 году или в 2025, большой роли не играет, а пустую суету я не люблю и не приемлю в государственном управлении. Главное наследие Жириновского — это люди, кадры в том числе и я. Я этого не скрываю. И все об этом, в принципе, и так знают. И сама партия, конечно.

— Работая в структуре ЛДПР, вы отвечали за идеологию партии. В чем она?

— Сегодня это в чистом виде либерально-демократическая партия, как это кому-то ни покажется удивительным. В истинном значении этих понятий. Особенно сегодня, если обратить внимание на довольно серьезную радикализацию в политическом эстеблишменте. ЛДПР и дальше будет укрепляться в этих ценностях. Конечно, с элементами имперскости, державности, немного — крепкого национализма в виде защиты русских. Но основа — это свобода. ЛДПР — это партия свободы.

— Раньше о Хабаровске часто писали в связи с акциями протеста в связи с уголовным делом в отношении Сергея Фургала. Эта история после вашей победы на выборах полностью закончена? 

— Мне кажется, я своим трудом заслужил доверие хабаровчан, и победа на выборах — тому характерное подтверждение. Плюс власть работает в команде с местными жителями. Мы активно вовлекаем наших людей в принятие решений — по территориальному планированию, по городской среде и по дворами, где делать ремонт. Устав Края мы поправили, не кулуарно, с депутатами, как многие делают, а широко — народ обсудил, выдвинули массу предложений. Устав сейчас — конфетка с юридической точки зрения. Плюс мастер-план, который мы представим президенту. Учли мнение более чем 60 тысяч хабаровчан. А это 10% населения города. Люди высказались, вместе это учли ученые урбанисты.

В том числе, это привело к положительному миграционному сальдо впервые за 10 лет в 2021 году. В Хабаровский край приехало на 5,5 тысяч больше, чем уехало. Это чисто эмоциональная история: «Мы тут будем жить. Мы с Путиным». Люди хотят крепкую, деятельную, уверенную в себе власть.