За несколько месяцев Мариуполь изменился настолько, что знакомые кварталы частенько не узнают и местные. Через город прошел «сухопутный коридор» на Крым, прекрасная новая трасса. Сам Мариуполь стал, пожалуй, самым большим, трепетным и амбициозным строительным проектом России. Метаморфозы здесь происходят очень быстро, а скорость восстановления обгоняет воображение.
Фактически происходит полная «перезагрузка» приморского города, который уже называют «южной столицей Донбасса». Это касается всего: и ландшафта, и населения (на смену бежавшим националистам со всей страны зашла «свежая кровь»), и, конечно же, идеологии.
Как встречает весну знаменитый российский город, узнавал корреспондент aif.ru.
Как в Крыму и в Сочи
На фоне синего неба по обе стороны от трассы на западном въезде в город выросли десятки новеньких многоэтажек, над которыми высятся краны. Такое зрелище в Донбассе, пожалуй, можно было наблюдать разве что во времена Советского Союза.
Новые дома — белоснежные, как и полагается в южных городах. Раньше проклятием Мариуполя был «Азовсталь», из-за которого город десятилетиями был в пыли и черно-рыжем смоге. Сейчас вместо комбината планируют сделать технопарк, и есть все основания полагать, что светлая застройка на сочинский манер своего вида не изменит.
Экологическая обстановка здесь улучшилась настолько, что воздух прозрачен; трассу перебегают жирные глухари, а берег оказался густо усыпан огромными черными мидиями, словно в Крыму.
Однако строительный сезон пока потеснил туристический. Весь город гудит как улей, и дворы, как и полгода назад, уставлены стеклопакетами и стройматериалами. На домах замалеванные нацистские символы соседствуют с российскими паспортами объекта.
Реконструируют абсолютно все — от жилых домов до школ, вузов и административных зданий. Не редкость случаи, когда объект, запланированный под восстановление, на поверку оказывается опасным — и тогда дом сносят до основания, чтобы возродить с нуля. Белые и ровные строительные площадки зияют провалами среди подкопченных многоэтажек. Даже если дом сохранился, то полностью меняют дряхлые коммуникации.
Несмотря на объемы работ и ставку на высокие темпы, подрядчики в частных разговорах сетуют: требования суровые и намного превосходят те, которые предъявляют им в Белокаменной.
Непосильная задача — снять здесь жилье. Строители, инженеры, волонтеры, бизнесмены, «обескровленные» погорельцы, возвращенцы и дончане, пережидающие обстрелы, часто находятся в отчаянном поиске. За 25 тысяч рублей можно арендовать скромную двушку — и то придется поискать.
Мариуполь из города, куда многие ездили из любопытства, превращается в «деловой центр», где все дорого, где шумно и нервно. Любителей просто «сделать фоточки» это наконец-то стало эффективно отпугивать.
«Это — Россия»
Мариуполь «вернулся в колею» довольно быстро. Движение здесь активнее, чем в Донецке, и постоянно открываются новые магазины, аптеки, СТО, сервисы, кофейни, чебуречные, спортклубы, сауны, рестораны, мини-отели.
Распродажи в «мультибрендовых бутиках» соседствуют с обгоревшими остовами зданий, а яркие кабриолеты носятся по дорогам со следами воронок от прилетов.
«Мариуполь — это Россия. И точка» — гласит надпись на автобусе в цветах нашего триколора. Из машины с московскими номерами торгуют фастфудом. На стекле отдельная зеленая табличка: «Халяль».
Даже к отремонтированной стеле «Мариуполь» на западном въезде в город прилепился аляповатый киоск с уличной едой. Выглядит странно, но кормит сотни строителей новых микрорайонов, растянувшихся вдоль стратегической трассы на Крым.
Возле вокзала стоит белая «Газель», окруженная местными жителями: из Большой России привезли заказы из маркетплейсов. Несмотря на то, что и Мариуполь — это РФ, никакие официальные пункты выдачи здесь не работают, и тягачи с Wildberries ежедневно следуют мимо транзитом в Крым. Поэтому местные оприходовали «нишу» и привозят заказы из Таганрога, выстояв часы в очередях на границе.
«Я купила коляску, привезли через неделю, — рассказала одна из покупательниц. — Ребята ездят каждый день. К стоимости вещи добавляют 5%».
Соглашаюсь, что еще весьма по-божески, учитывая, что в Донецке за это же просят 10-20%.
Если ехать по улицам и не всматриваться в верхнюю часть многоэтажек (многие частично разрушены), до которых еще не дошла реконструкция, то внизу идет практически обычная городская жизнь.
На площади Ленина, вернувшей себе прежнее имя, толпа молодежи играет в мяч. Между густыми кустами роз проложены системы капельного орошения — вода здесь, в отличие от Донецка, не дефицит, Мариуполь запитан от резервного водохранилища.
Дома в зиму массово подключали к электричеству, водоснабжению и отоплению, и Мариуполь холодное время года прошел даже удачнее, чем ожидалось. Суровых морозов не было, а последние пару недель температура доходила и до +17.
Уже не наблюдается сумасшедших очередей на заправках, хотя бензин может быть на несколько рублей дороже, чем в столице ДНР. Зато есть альтернатива — например, можно наблюдать электромобили, у которых провод из-под капота тянется к уличным магазинам. Машины, судя по номерам, покупали еще при Украине, где цены на бензин взлетели в несколько раз.
Феникс по двойному тарифу
«Все блюда по 1200, а вот это — 2000 рублей!» — радушный узбек возле площади Ленина демонстрирует свой пестрый товар, разложенный на асфальте.
Расписные глиняные тарелки и золоченые вазы с пиалами подпирают сбоку узорные одеяла.
«Но ведь это блюдо такое же, почему стоит вдвое больше?» — интересуюсь я, и продавец с улыбкой пожимает плечами.
На тарелке красуются не гранаты или национальные орнаменты, а птичка, подозрительно схожая с огненным Фениксом. Видимо, за удовольствие привезти из города, восстающего из пепла, посудину с символическим персонажем, теперь двойной тариф.
На улицах Мариуполя все чаще встречаешь островки «восточных базаров», но обычно они попроще: на лотках навалено дешевое белье, спортивки, подштанники.
Первопроходцами из Узбекистана и Таджикистана стали строители еще год назад, а сейчас потянулись и торговцы, зазывающие южанок скидками «за красивые глаза». На досках объявлений и киосках трепыхаются листочки с экзотическими для этих краев именами и фамилиями — гости теряют документы и слезно просят вернуть.
Иногда мариупольцы выражают недовольство, обнаружив в своем дворе палатку и горящий костерок рядом, и такие стихийные поселения уже иронично окрестили «чайна-таунами».
Но большинство горожан приценивается у лотков, и уже можно прогнозировать, что вскоре для городских властей вопрос, как укротить стихийную торговлю в возрожденном городе, встанет ребром.
Впрочем, сейчас в Мариуполе удачно уживается московский лоск и провинциальный разгуляй 90-х, и все это не мешает городу возрождаться.
Дончане, находясь за сто километров, с опаской поглядывают в сторону южного соседа — а вдруг столицу ДНР перенесут на берег Азовского моря, и город роз останется разрушенным и под обстрелами? И новости о свершениях в Приазовье, разбавляющие ежедневные сводки об убитых и раненых в Донецке, здесь воспринимают весьма сдержанно. Если раньше друзья из мирной России желали дончанам «победы», то сейчас еще и добавляют: «И чтоб восстановили, как Мариуполь».