После отставки в 1996 г. г-н Козырев ещё был депутатом ГД, но вскоре ушёл в бизнес. Сначала его избрали членом совета директоров американской фармацевтической корпорации ICN Pharmaceuticals, а через пару лет сделали вице-президентом и гендиректором компании по Восточной Европе. В 2007-2012 гг. Козырев руководил советом директоров ОАО АКБ «Инвестторгбанк». Сейчас говорит, что читает лекции и пишет мемуары.
Вообще после ухода из правительства мало кто идёт на пенсию «сажать помидоры». Не счесть бывших министров, которые устраиваются сенаторами, депутатами ГД, советниками в Администрацию Президента РФ... Случаются с бывшими министрами, которые вроде бы официально не занимаются бизнесом, и всякие казусы. Как с экс-главой МВД А. Куликовым — в 2012 г. стало известно, что он судится с белорусским олигархом за пакет акций компании, имеющей крупные контракты с МВД и ФСБ. Есть и те, кто своим бизнесом гордится. Например, экс-министр топлива и энергетики Ю. Шафраник после отставки создал топливную компанию, которая стала лидером на региональном оптовом рынке нефтепродуктов.
В 2010 г. президент Д. Медведев в рамках противодействия коррупции запретил высокопоставленным отставникам 2 года заниматься бизнесом в той же сфере, которую они курировали. Нарушители рискуют тем, что все проведённые ими сделки могут признать недействительными, а доход по ним взыщут в пользу государства. Но пока ни одного подобного случая неизвестно. Многие «эксы» успешно занимаются профильным бизнесом. Как, например, бывший глава Минсвязи Л. Рейман: его компания вовсю вкладывается в медиа, IT и телекоммуникационные активы.
С 29 октября 2015 г. — индустриальный директор по авиационному кластеру госкорпорации «Ростех». Кроме того, в июле этого года он вошёл в состав учредителей (его доля — 50%) компании ООО «Ордынка 40» (капиталовложения в ценные бумаги, продажа и сдача в аренду элитной недвижимости).
Читайте также: Бывший министр обороны РФ Анатолий Сердюков: досье
С октября 2007 г. — председатель правления Сбербанка. В 2013 г. вошёл в топ-5 списка Forbes самых дорогих менеджеров России. В рейтинге Forbes за декабрь 2015 г. он занял только 6-е место с вознаграждением в 13,5 млн долл. (год назад — 16 млн долл.). Доля акций Сбербанка России, принадлежащая Грефу, — 0,003096% (цена пакета — 2,19 млн долл.).
Читайте также: Архаичность экономики РФ и опасность реформ: основные тезисы интервью Грефа
Был членом совета директоров РАО «ЕЭС России», «Транснефти», ОАО «Газпром», председателем совета директоров ОАО НК «Роснефть» и «Транснефтьпродукта». С 2011 г. занимается частной инвестиционной деятельностью через учреждённый им фонд «Энергия» (инвестиции в предприятия энергетической, нефтегазовой и добывающей отраслей, а также объекты инфраструктуры России и стран Европы).
С 2003 по 2011 г. работал полпредом Президента РФ в СЗФО. В октябре 2011 г. — председатель совета директоров компании ОАО «Совкомфлот». На днях стал главой совета директоров «Нефтегазиндустрии-Инвеста», основным владельцем которого считается предприниматель В. Коган, недавно купивший банк «Уралсиб». Также в этом году Клебанов вошёл в советы директоров «Транснефти» (MOEX: TRNF) и «Швабе» (входит в ГК «Ростех»).
После ухода из власти занимал ответственные посты в советах директоров крупнейших предприятий: НОМОС-банка и банка «Открытие», Кировского завода, ОАО «Полиметалл», ОАО «Уралкалий» и пр. Возглавляет наблюдательный совет АЛРОСА. В 2013 г. стал председателем совета директоров золотодобывающей компании Polyus Gold Сулеймана Керимова (чистая прибыль компании по МСФО за 2014 г. составила 615 млн долл.). В июле 2015 г. Южанов также вошёл в совет директоров «Роснано».
С 2003 г. президент Группы компаний «Промышленные инвесторы» — это одна из ведущих российских инвестиционных компаний, реализующая проекты, связанные с развитием крупных промышленных предприятий. В рейтинге Forbes — на 184‑м месте с 0,4 млрд долл.
В 1996-2006 гг. был совладельцем и председателем совета директоров банка «Глобэкс». В СМИ ходили слухи, что акции ему просто подарили. В кризис 1998-го банк не только не разорился, а сумел ещё и заработать. До прошлого года семья экс-министра владела ульяновским банком «Симбирск», у которого потом отобрали лицензию. Сейчас основной бизнес Дунаева — ОАО «Ульяновсккурорт» (несколько санаториев и домов отдыха, молочная ферма, конюшня).
После отставки — зампред правления РАО «Газпром». С 1998 г. — председатель совета директоров банка «Менатеп-Санкт-Петербург». В 2002 г. возглавил новую нефтяную компанию «Севернефтегаздобыча», которая тут же получила несколько лицензий на разведку месторождений. В 2004 г., продав пакет «нефтяных» акций, занялся фармацевтическим бизнесом. Его компания «Герофарм» (ею руководит сын Родионова), в частности, производит генно-инженерный инсулин, до этого инсулин в РФ завозили из-за границы.
Основатель и председатель наблюдательного совета ОАО «Белая Дача», которое объединяет ряд компаний. Салаты и огурцы от «Белой Дачи» есть в любом столичном супермаркете. На счету компании коммерческая недвижимость («Мега — Белая Дача» за 500 млн долл.), а в 2014 г. она построила ещё и жилой комплекс в Подмосковье за 30 млн долл. В 2011 г. компания Семёнова инвестировала 1 млн евро в покупку Chateau de Roubine во французском Провансе.
Смотрите также:
- «Чистка» губернаторов: в отставку ушёл Егор Строев →
- Бывший глава Google будет работать в Пентагоне →