Причиной смены руководства в Росавиации стал комплекс накопившихся проблем и вопросов. Версия о том, что решение было принято из-за недавнего происшествия с севшим в поле Новосибирска самолетом, — неверная, так как к работе экс-главы ведомства были серьезные претензии задолго до этого. Так эксперты прокомментировали aif.ru решение премьер-министра РФ Михаила Мишустина об отставке Александра Нерадько.
Потерял управление
Эксперт уточнил, что речь идет о системных проблемах, например, налаживании параллельного импорта запчастей для иностранных самолетов. Вопрос, в частности, в качестве и своевременности этих поставок. Другая проблема, требующая решения, — техническое обслуживание иностранных самолетов. Необходимо делать это своевременно, находить базы, где санкции не действуют, договариваться.
«Третье — цены на керосин растут космически. И будет неправильно, если эти затраты включать в цены на авиабилеты, фактически переложить их на плечи населения. Особенно в условиях, когда близится кампания по выборам президента. Недовольство пассажиров здесь тоже будет иметь политический фактор. Кроме того, в авиационной отрасли творится кадровая чехарда. Летчики убегают, ищут лучшие варианты работы. Низкая оплата становится причиной их перехода на работу в Китай и другие азиатские страны», — сказал Сергей Маркелов.
Серьезной ошибкой Александра Нерадько стало и разрушение системы межрегиональной, малой авиации, о которой неоднократно докладывали президенту. Владимир Путин подчеркивал важность этой работы, и если раньше количество внутренних рейсов возрастало, то теперь практически сошло на нет. «Можно было из той же Перми прилететь в Самару местным рейсом, не делая крюк в Москву. Это было здорово, но сигналы идут, что все сворачивается. Где-то объясняют экономической невыгодностью, где-то топливо не тянут, где-то пассажиропоток неправильный — все, что угодно, только не поддержание этого проекта. То, чем гордились, теперь еле дышит», — пояснил Сергей Маркелов.
Летим дальше
Власти РФ уходят от практики «лоббистских поддержек», когда оступившемуся человеку, за которого попросили, давался второй шанс. В стратегически важных отраслях руководители теперь лишены права на ошибку — сейчас оступаться нельзя.
«Такая текучка с точки зрения кадровых ресурсов — явление нормальное. Одного ставим, выжил — красавчик, идет дальше. Не выжил — меняем. Это нормальная общемировая технология. Это хорошо, что мы не идем по сценарию, когда лоббистским путем оставляют на месте человека. Он оступился, но он исправится. Ничего подобного, сейчас оступиться нельзя. Оступился — следующий. Без всяких лоббистских поддержек», — заключил Сергей Маркелов.
«Это отрасль со сложным балансом, Росавиация регулирует маршруты, нужно держать руку на пульсе. Нерадько, в силу разных причин, немного ослабил контроль над этой деятельностью, поэтому назначен более молодой, который тащит эти вопросы. Наверняка все последнее время Ядров и решал эти проблемы. Речь идет о повышении эффективности работы Росавиации, и мы вправе ждать перемен. Часть южных аэропортов закрыта для гражданской авиации, и это серьезно влияет на туристические потоки, на бизнес-потоки. Почему-то невозможно долететь до Анапы, но можно долететь до Сочи. Тоже ведь вопрос», — сказал Марат Баширов.
Александр Нерадько возглавлял Росавиацию с 2009 года. До этого с 1993 года он работал в федеральных органах гражданской авиации. В 2000 году стал первым замминистра транспорта РФ, в 2004 был руководителем Ространснадзора, а в 2005 году — руководителем упраздненной ныне Федеральной аэронавигационной службы РФ.
Последние годы службы Александра Нерадько сложно назвать безупречными. В мае 2022 года он получил выговор от кабмина «за неисполнение поручений» главы Минтранса Виталия Савельева и правительства, а в конце прошлого года ФСБ и МВД проводили обыск в главном офисе Росавиации в Москве.