По конституции после инаугурации президента России действующее правительство слагает с себя полномочия.
«Не думаю, что между исполнительной и законодательной ветвями власти есть какие-то принципиальные разногласия, которые могут затянуть процесс согласования правительства. Но в законе прописана процедура, и она обязательно будет соблюдена, что потребует времени», — сказал эксперт.
Согласно закону, формирование правительства президент начинает с премьер-министра, а уже затем он формирует свой кабинет. До инаугурации 7 мая в кабмине Михаила Мишустина было 10 вице-премьеров и 20 федеральных министров. Весь состав нового правительства, начиная с премьера, в обязательном порядке подлежит утверждению Государственной Думой.
На то, чтобы выдвинуть кандидатуру главы кабмина, закон отводит президенту две недели. Однако в этом году на пятницу, 10 мая, запланировано пленарное заседание Госдумы, на которой депутаты смогут утвердить премьера.
Вполне вероятно, что кандидат в премьер-министры будет назван президентом и проведет встречи с фракциями в Госдуме до начала пленарного заседания 10 мая. По регламенту Госдумы, кандидат должен раскрыть депутатам основные направления работы своего будущего кабинета министров и ответить на их вопросы.
На воскресенье, 12 мая, запланированы заседания комитетов Госдумы, где могут пройти обсуждения кандидатов на должности министров. На следующий день, 13 мая, у депутатов будет возможность согласовать кандидатуры вице-премьеров, а во вторник 14 мая — министров.
Некоторые министры вступают в должность только после того, как глава государства дополнительно проконсультируется с Советом Федерации. Это касается министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, юстиции и чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, весь состав нового правительства России, скорее всего, станет известен в течение недели, хотя при необходимости согласования могут занять и больше времени. Если кандидат в премьеры депутатам не понравится, они имеют право отказать ему до трех раз. Затем закон наделяет главу государства правом утвердить премьер-министра без согласования с Госдумой, распустить парламент и назначить новые выборы депутатов.