Ключи на старт. Как в России проходит онлайн-голосование?

17 сентября в России стартовали выборы в Госдуму. У россиян будет три дня, чтобы отдать свой голос за тот или иной партийный список и за понравившегося кандидата в одномандатном округе. Проголосовать можно будет и онлайн. Именно так собирается поступить президент Владимир Путин, который сейчас находится на самоизоляции из-за большого числа заболевших в ближайшем окружении.

   
   

Особенности электронного голосования

Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) действует в России уже не первый год. Впервые оно проводилось на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Тогда зарегистрировались почти 12 тыс. человек. Тот опыт был признан вполне успешным, и уже летом 2020 года ДЭГ использовали на голосовании по поправкам к Конституции. Тогда электронным способом проголосовал уже 1 млн человек. А в этом году только в Москве на него зарегистрировались более 2 млн жителей столицы (четверть всех избирателей). В Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях, где ДЭГ пройдет впервые, заявление на голосование онлайн подали около 10% избирателей.

16 сентября в московском Общественном штабе по наблюдению за выборами была проведена процедура разделения ключей шифровании от ДЭГ. Таким образом, получить доступ к данным о том, за кого голосуют избиратели, нельзя будет до самого его окончания. Ключ был разделен на восемь частей, четыре из которых достались представителям парламентских партий, одна — ЦИКу, одна — представителю Минцифры и одна — «Ростелекому». Последняя часть осталась в территориальной избирательной комиссии по дистанционному голосованию.

Открыть результаты голосования можно будет только после того, как все восемь ключей вечером 19 сентября после окончания голосования будут собраны вместе. Эту систему защиты  в преддверии выборов тестировали на надежность, причем хакерам предлагали вознаграждение в 2 млн рублей, если они смогут ее взломать. Но взломать ее так и не смогли.

Призывы атаковать ДЭГ со стороны внесистемной оппозиции были, но доверие к этой системе все равно велико, говорит политолог Александр Асафов. «Мы видим, что около четверти избирателей в столице решили проголосовать электронным способом, — напоминает политолог. — В большинстве своем это люди, которые пользуются государственными онлайн-сервисами (для голосования онлайн нужно было иметь полную учетную запись на портале госуслуг). О доверии к электронному голосованию говорит и то, что воспользоваться этим способом решили президент и премьер-министр страны».

По словам политолога, представители ряда политических партий уже совершили большую ошибку, не призывая своих сторонников воспользоваться ДЭГ. «Это значит, что они уже остались без поддержки 2 млн человек, которые будут голосовать онлайн. И мы можем столкнуться с интересным феноменом, когда результаты электронного и результаты обычного голосования будут различаться», — говорит Асафов.

Руководитель Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве Алексей Венедиктов доказывал, что агитация против ДЭГ приведет противников системы к «казусу Трампа», когда их сторонники не проголосуют дистанционно, а затем по каким-то причинам не придут и на участки, что приведет к сильному падению результатов «ДЭГ-отрицателей» на выборах. «В итоге можно ожидать, что по результатам ДЭГ будет сильный перекос в сторону партий, которые поддерживали этот вид голосования», — отметил он.
   
   

Как ДЭГ скажется на явке?

По мнению экспертов, высокая популярность электронного голосования объясняется ростом диджитализации общества.

«В первом онлайн-голосовании в Москве приняли участие всего несколько тысяч человек. Теперь это число разрослось до пары миллионов потенциальных избирателей, — говорит Асафов. — Во многом это связано и с созданием в городе цифровой экосистемы. Многие вопросы сейчас решаются с помощью онлайн-сервисов, и люди привыкли ими пользоваться. Голосование здесь ничем не отличается от оплаты услуг ЖКХ, например».

Согласно опросам, многие люди выбрали ДЭГ именно из-за удобства. Это позволяет не тратить время на поход к избирательной урне. Это, кстати, важно и в связи с сохраняющейся эпидемиологической угрозой. Интересен и другой показатель: до 40% зарегистрировавшихся в ДЭГ можно условно назвать «впервые голосующими». Т. е. это либо молодежь, либо те, кто очень давно не ходил на выборы.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв считает, что ДЭГ по-прежнему недооценивают. «Потому что электронное голосование — это площадка молодёжи. Как технология оно уже сильно прибавляет интереса к выборам со стороны молодых людей. И, конечно, повышает мобильность голосования и увеличивает явку. Я бы сейчас сосредоточился на дальнейшем развитии этого направления», — отметил он.

Учитывая большое количество людей, зарегистрировавшихся на ДЭГ, можно ожидать общего увеличения явки, считают эксперты, поскольку процент тех, кто зарегистрировался на ДЭГ и потом проголосовал, очень высок — на уровне 92-93%, — отметил Александр Асафов. Это преимущественно лояльные власти избиратели, которые привыкли пользоваться порталом госуслуг. 

«Конечно, ДЭГ способствует популяризации выборов и увеличению внимания к ним, — считает директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. — А с точки зрения прагматической мы увидим привлечение избирателей средней возрастной группы, которые освоят эти опции и будут эффективно ими пользоваться».

А главное, считает эксперт, ДЭГ поможет снизить влияние человеческого фактора и связанных с ним ошибок: «Это позволит увеличить прозрачность выборов и повысить общее доверие граждан к избирательной системе, что, конечно, тоже важно».