Кемеровский «бузотёр». Чем запомнился губернатор Аман Тулеев

Аман Тулеев. © / Александр Кряжев / РИА Новости

Журналисты и политологи «отправляли» Тулеева в отставку уже в прошлом году, когда стало известно о его серьезных проблемах со здоровьем. Первую операцию на позвоночнике 73-летний политик перенес еще в 2011 году. В 2017 немецкие врачи провели повторную операцию. После нее появилось осложнение: пневмония. Из-за долгого отсутствия на публике и затянувшегося отпуска поползли слухи о скором уходе с должности. Однако народный губернатор Кузбасса (такое почетное звание он получил в 2011 году «в знак многолетнего самоотверженного служения людям и народного признания исключительных заслуг перед Кемеровской областью») не собирался освобождать кресло до окончания срока, то есть до 2020 года.

   
   

Когда случилась трагедия в ТЦ «Зимняя вишня», Тулеев не приехал на место пожара. В его администрации поспешили это объяснить благими побуждениями: мол, кортеж губернатора при подъезде к месту ЧП будет мешать пожарным расчетам. Через сутки, когда в Кемерово прилетел президент и начал совещание по вопросам ликвидации последствий, стало понятно, что дело все-таки не в кортеже. Тулеев не мог ни вставать, ни садиться без посторонней помощи: за руку его держал полпред президента в СФО Сергей Меняйло.

Зато он мог говорить, и за несколько дней после трагедии наговорил немало. Про оппозицию, которая наживается «на горе людском», про то, что на улицы вышли не родственники погибших, а «бузотёры»... Сказал он свое по-настоящему последнее «прости» только в видеобращении, которое записал после прошения об отставке. Тулеев назвал свое решение «правильным, осознанным, единственно верным». «Потому что с таким тяжелейшим грузом на посту губернатора — ну нельзя, морально нельзя», — сказал он.

Зато можно принимать из областного бюджета льготы, которые положены за звание народного губернатора. После отставки Тулееву полагается ежемесячная выплата в 50 тысяч рублей, причем без учета НДФЛ. Прекратившему свои полномочия губернатору предоставляется помощник для осуществления общественной деятельности, а в здании администрации Кемеровской области он получит отдельное служебное помещение с мебелью, оргтехникой и компьютером, подключенным к сети и ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам. Также Тулееву и его супруге передается пожизненно в безвозмездное пользование находящееся в областной собственности охраняемое жилое помещение в селе Мазурово.

Фото: РИА Новости/ Александр Кряжев

Договаривался с шахтерами

На прощание Тулеев вспомнил: «Мы прошли большой жизненный путь от Кузбасса бастующего, сидящего на рельсах, до Кузбасса созидающего, опоры нашего государства». Да, именно шахтеры помогли Тулееву занять губернаторское кресло.

Бывший начальником Кемеровской железной дороги в конце восьмидесятых Тулеев выдвигался кандидатом на первых президентских выборах, затем поддержал ГКЧП. Этого команда Ельцина ему не простила, и в губернаторское кресло Тулееву удалось сесть на фоне шахтерских протестов только в 1997 году. Народ отдал ему тогда аж 94,5% голосов. Кстати, в 2015 году, когда он последний раз избирался на всенародных выборах, цифра была и того выше: 96% голосов. 

Тулеев умел ладить с шахтерами, и Москва готова была за это простить ему многое. Летом 1998 г. горняки Кузбасса и Воркуты из-за многомесячных задержек зарплаты на несколько недель перекрыли железные дороги. Тулеев ввел чрезвычайный режим, но вице-премьеру Борису Немцову, ответственному за разблокирование путей, он заявил, что требования шахтеров справедливы и законны. В итоге часть задолженностей была погашена, а Тулеев вошёл в историю, как человек, завершивший «рельсовую войну».

   
   

В конце 2000-х именно Тулеев погасил протесты из-за аварий на шахтах, которые унесли жизни сотен горняков. А в 2015 неожиданно запретил проводить какие-либо работы в кузбасских шахтах во время новогодних праздников, потому что «пьяный в шахте, на горных работах, — это тот же террорист». Через год Тулеев встал горой за интересы работников «Распадской угольной компании», которым грозили массовые увольнения. «Получается, что работников просто планируют выгнать на улицу с ипотеками, кредитами, всеми платежами, отчитавшись красивым словосочетанием „оптимизация непрофильных структур“», — возмущался народный губернатор.

А ещё он лично выбивал деньги из собственников, не плативших зарплату шахтерам. При губернаторе создали штаб, в котором бизнесменам убедительно объясняли последствия от встреч с ОБЭПом или обещали отнять лицензию. Говорят, что некоторые особо непонятливые действительно лишались своих акций, которые отходили в холдинг, созданный друзьями губернатора. 

Отличный переговорщик

Амбиции Амана Тулеева уходили далеко за пределы региона. Он трижды баллотировался на пост президента России. В 1991 году набрал 7% голосов, занял 4 место. На выборах 1996 года снял свою кандидатуру накануне первого тура в поддержку Геннадия Зюганова. В январе 2000 года Тулеев выдвигался, как полагали эксперты, уже для того, чтобы «оттянуть» голоса у лидера коммунистов. Он опять оказался на 4 месте из 11 кандидатов, — после Путина, Зюганова и Явлинского — набрав чуть более 3% голосов.

Положа руку на сердце, можно смело самого Тулеева назвать бузотёром. Например, в 1999 году он отказался принять от Ельцина орден Почета. «Я просто не могу принципиально принять награды от власти, которая ввергла страну в нищету», — объяснил тогда он свой демарш. А в сентябре 2000 года Тулеев спокойно принял эту награду уже от Владимира Путина. 

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев награждён орденом Почета. Фото: РИА Новости/ Владимир Родионов

Устраивал он демарши и коммунистам. Из рядов КПРФ он, недолго думая, перескочил в списки «Единой России». Потом, в 2007, даже судился с Зюгановым, когда тот заявлял: «Тулеев устроил в Кемеровской области паханат!»

Есть в его биографии и совсем уж героические эпизоды. Народный депутат РСФСР Аман Тулеев в1991 году помог освободить захваченную в заложницы вблизи Красной площади семилетнюю Машу Пономаренко, предложив себя в обмен на девочку. В 2001 году принимал участие в обезвреживании террориста, взявшего в заложники водителя такси в кемеровском аэропорту. На его счету освобождение пассажиров на кемеровском автовокзале (им угрожали бомбой), жильцов новокузнецкой многоэтажки, которую чуть не взорвал прапорщик милиции, захваченных в заложники работников банка.

На этом героическом фоне рассказы местных журналистов о том, что Тулеев в свое время наложил запрет на любые публикации негативных новостей из региона, выглядят вполне правдоподобно. Коллегам, по их словам, объяснили, что в федеральные СМИ не должно уходить чернухи про Кузбасс, даже если власти ни при чём. Ослушавшимся якобы грозили увольнением. 

Впрочем, с позитивными информационными поводами у Тулеева никогда не было проблем. Например, в Кемеровской области Тулеев запрещал деятельность коллекторов и вводил комендантский час для детей еще тогда, когда на федеральном уровне об этом даже не задумывались. 

«Он был тут хозяином»

Но есть и другая сторона медали. У местного бизнеса накопилось много претензий к Тулееву. С неугодными предпринимателями авторитарный губернатор не сильно церемонился. А крупным холдингам в его окружении недвусмысленно давали понять, что надо делиться деньгами с областью, выделять на социальную сферу. 

В последние годы репутация Тулеева пошатнулась и из-за коррупционных скандалов в его администрации. В июле 2016 года случился сбой в работе губернаторского «штаба» по решению проблем с бизнесменами. Две смены шахтеров разреза «Инской» отказались спускаться под землю, пока им не отдадут зарплату, которую не выплачивали с апреля. Тулеевский «штаб» начал работать с собственником. 

В ноябре Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против этого самого «штаба» за вымогательство у владельца акций на миллиард рублей. Подозреваемые — руководитель кемеровского Следственного комитета Сергей Калинкин и два заместителя губернатора, Алексей Иванов и Александр Данильченко.

Впрочем, сам народный губернатор оставался вне подозрений. Может быть, потому, что не барствовал так, как умеют губернаторы нового призыва. «Я проработал с ним пять лет. За эти годы было всякое. Но я запомнил на всю жизнь свое первое впечатление от дома Тулеева, — вспомнил у себя в фейсбуке депутат Госдумы Антон Горелкин. — Аман Гумирович был на больничном, восстанавливался после операции у себя дома, в Мазурово. А в Кузбасс прилетел Путин. В программе визита была пара совещаний, а личной встречи с губернатором не было. Но в какой-то момент президент сказал: „К Тулееву“. Мы приехали в Мазурово, я первый раз увидел, как Аман Тулеев живет. До этого ходило много слухов: что он ест черную икру с серебряной посуды, что у него золотые унитазы, драгоценности. А обстановка в доме оказалась настолько спартанской, что потом многие журналисты подписывали фотографии с той встречи Путина и Тулеева: „Президент посетил губернатора в больничной палате“. Простая мебель советского образца. Простая одежда. Никакого золота и прочего китча. Я тогда уже знал, что Аман Гумирович ест очень простую еду, никогда не ездит отдыхать за границу, что у него нет ни яхт, ни дворцов, ни зарубежной недвижимости».

Владимир Путин беседует сАманом Тулеевым, который проходит послеоперационную реабилитацию дома. Фото: РИА Новости/ Алексей Дружинин

Антон Горелкин, который в свое время руководил пресс-службой администрации области, утверждает, что Тулеев всегда относился к власти как к чему-то сакральному. «Но внешние атрибуты власти — деньги, роскошь, дорогие капризы — были ему непонятны. Это один из последних политиков советской школы... А еще, что бы сейчас ни говорили, этот человек по-настоящему любил Кузбасс. Эта земля была для него родной, и он был тут хозяином, а не временщиком. За это его можно только уважать».