Канувшие в лету. Для чего в России перекраивают правительство?

Здание Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на Страстном бульваре в Москве. © / АГН Москва

20 ноября Владимир Путин подписал указ об упразднении Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Федеральное агентство связи (Россвязь). Их функции были переданы Министерству цифрового развития. Всего за восемь лет в России были ликвидированы 4 министерства и 12 других федеральных ведомств. АиФ.ru вспоминает их поименно.

   
   

Зачем ликвидируют ведомства?

Передача Министерству цифрового развития функций Россвязи и Роспечати произошла в рамках анонсированной несколько дней назад премьером Михаилом Мишустиным реформы госуправления. В рамках оптимизации, которая начнется с 1 января, штат центральных аппаратов предполагается сократить на 5%, а территориальных органов — на 10%. 

Основная функция Роспечати — распределение господдержки печатным и электронным СМИ, книгоиздателям и телеканалам. Россвязь занималась управлением и восстановлением единой сети электросвязи страны при ЧС, распределяла ресурс нумерации, присваивала почтовые индексы и пр.

«Нынешняя ликвидация ведомств — это продолжение ревизии административной реформы 2004 года, когда была создана трехступенчатая модель исполнительной власти (министерства, службы, агентства), — рассказывает заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. — Тогда было создано огромное количество разных ведомств, но возникла одна очень русская проблема. Непонятно стало, кто за что отвечает и с кого спрашивать. Полномочия ведомств порой пересекались. И там, где это было престижно, где управление сулило хорошее финансирование и пр., ведомства боролись друг с другом в ущерб делу, чтобы взять контроль над ним в свои руки. А там, где дело сулило большие проблемы, наоборот, все спихивали ответственность друг на друга. В целом опыт такой реформы был признан неудачным».

Сейчас, по словам эксперта, продолжается оптимизация исполнительной власти. «Цель — сделать ее структуру проще и эффективнее. Конечно, в связи с этим будут происходить и сокращения, но не очень большие. Обычных граждан это никак не затронет. Функции ведомств останутся, только теперь они будут выполняться в рамках других государственных подразделений», — говорит Макаркин.

Какие ещё ведомства ликвидировали?

Работа по ликвидации модели управления 2004 года началась в России в 2013 году. С тех пор были упразднены 16 федеральных ведомств, в том числе 4 министерства.

Первой под сокращение попала Федеральная служба по финансовым рынкам. Она была создана в 2004 году и занималась надзором в сфере финансовых рынков, страхования и макрофинансовой деятельности. Все её функции были переданы Центробанку.

   
   

В том же году Федеральное агентство по строительству ЖКХ выросло до полноценного министерства. Интересно, что в виде агентства оно просуществовало всего чуть больше года (создано 21 мая 2012 года).

8 сентября 2014 года было ликвидировано первое министерство — регионального развития. Его функции были переданы нескольким другим ведомствам: министерствам юстиции, финансов, экономического развития, культуры, а также строительства и ЖКХ. Вместе с Минрегионом были ликвидированы Федеральное агентство по поставкам вооружения (Рособоронпоставка) и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Полномочия первого разделили между МИД, Минобороны, СВР и ФСБ, а функции второго перешли к Федеральной антимонопольной службе и Министерству промышленности и торговли РФ.

В 2015 году было ликвидировано ещё одно министерство — по делам Крыма. Оно было создано годом ранее для контроля за включением Крыма и Севастополя в экономическую, финансовую и правовую системы страны. Следом наступил черед Федеральной службы по тарифам, созданной в 2004 году. Все её функции перешли к Федеральной антимонопольной службе. В конце 2015 года было упразднено Федеральное космическое агентство. Его полномочия передали госкорпорации «Роскосмос».

В 2016 году были упразднены Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (полномочия ушли казначейству, таможне и налоговой) и Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ (Росграница, функции переданы Минтрансу РФ). Оба этих ведомства также появились все в том же 2004 году.

Затем Владимир Путин ликвидировал еще два ведомства: Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу. Их влили в состав МВД, создав там два соответствующих управления. А 29 декабря 2016 года дошла очередь до Федерального агентства специального строительства (Спецстрой). Работа этого ведомства была сопряжена с многочисленными коррупционными скандалами, после ликвидации его полномочия передали Минобороны.

15 мая 2018 года последовала новая волна реорганизаций. Из упраздненного Министерства образования и науки РФ было создано два новых: Министерство просвещения (курирует сферы общего, среднего профессионального и дополнительного образования) и Министерство науки и высшего образования. Кроме того, в рамках реформы РАН упразднили Федеральное агентство научных организаций. Его функции перешли к Минобрнауки.

Последнее изменение в структуре исполнительной власти было проведено в этом году. 21 января Путин своим указом ликвидировал Министерство по делам Северного Кавказа. Его функции были переданы Министерству экономического развития РФ.