02 октября Конституционный Суд РФ проверил международные договоры о присоединении Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей на соответствие Конституции Российской Федерации и подписал соответствующие постановления. На что обратил внимание высший судебный орган конституционного контроля — в материале aif.ru.
Что оценивал Конституционный Суд?
Рассматривая вопрос конституционности договоров, Суд обратил внимание на пределы своей компетенции: он проверяет только вопросы права и не оценивает целесообразность принятого решения. Однако уточнил, что при существующих политических реалиях нельзя отстраниться от фактических обстоятельств — предпосылок заключения международных договоров. В связи с этим Конституционный Суд при проверке соответствия договоров между Россией и четырьмя предполагаемыми субъектами оценивал, в том числе, правовую цель объединения.
Какие выводы сделал Конституционный Суд по поводу присоединения новых территорий?
Принимая решение о соответствии четырех отдельных договоров Основному закону российского государства, Конституционный Суд основывался на исторических аспектах развития отношений России и Украины, а также Украины и отдельных ее территорий. Он указал, что при существовании Советского союза Украинская ССР преимущественно состояла из русскоговорящего населения и, если при совместном существовании в пределах союза это не вызывало проблем, то при распаде фактическое и правовое положение украинцев стало ухудшаться. По мнению Суда, негативная обстановка достигла своего пика в 2014 году, когда произошел антиконституционный киевский переворот. Политический и социально-экономический кризис, а также влияние на украинское руководство стран Запада усугубило ситуацию — русскоговорящее население терпело притеснения и дискриминацию. Население Донбасса путем референдума установило независимость ДНР и ЛНР и впоследствии оказало вооруженное сопротивление приверженцам киевского режима.
Мирное урегулирование конфликта было невозможно — угроза жизни и здоровью населения отделившихся регионов становилась все очевиднее. Действия Киева создавали угрозу и для Российской Федерации, учитывая стремление украинских властей попасть в НАТО. В такой ситуации бездействие или промедление «в определении правовой судьбы» ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей сохраняет чрезвычайную угрозу для жизни, здоровья и безопасности жителей». Принятие этих территорий в состав России необходимо для осуществления мероприятий по «прекращению антиправовых действий внешних сил, причиняющих смерть, увечья и ранения гражданам на указанных территориях и в соседних с ними субъектах Российской Федерации, и для налаживания мирной жизни». Суд указал, что действия Российской Федерации по принятию в состав новых субъектов в сложившейся обстановке «не вступает в противоречие с принципом воздержания от угрозы силой или ее применения». Как резюмировал Конституционный Суд, цели договоров отвечают нормам и принципам международного права, а их заключение основано на принципе самоопределения народов, равноправия и права на самооборону.
Источники: