Исторический шаг. Для северного завоза разработали новую систему координат

Буксир с баржей, груженной техникой, материалами и оборудованием для эксплуатации в субарктической зоне в рамках северного завоза рейсом из Красноярска. © / Илья Наймушин / РИА Новости

Проект федерального закона «О северном завозе», разработанный Минвостокразвития России по поручению президента России Владимира Путина и под контролем заместителя председателя Правительства РФ — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, полностью учитывает специфику северных регионов, отраслевые и логистические особенности доставки грузов в труднодоступные районы. Документ был направлен на рассмотрение правительства в конце октября.

   
   

Сегодня в периметре северного завоза находится 25 регионов нашей страны. Ежегодно на закупку и доставку более 3 млн т грузов выделяется более 87 млрд рублей. Необходимость разработки законопроекта, описывающего принципиально новую систему управления завозом продуктов, лекарств, топлива и других жизненно важных товаров для людей, проживающих на труднодоступных территориях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызвана несовершенством действующих механизмов.

«До 90-х годов в СССР не существовало понятие “северный завоз”. Был порядок планирования, организации и управления завозом грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы. С переходом к рынку была демонтирована огромная, но стройная и строгая система организации завоза, где каждое предприятие, задействованное в поставках товаров народного потребления и материальных ресурсов для северных районов и предприятий, было жестко привязано к транспортной схеме, к системе промежуточных складов и хранилищ и конечным пунктам потребления. Были определены зоны ответственности для всех участников: от органов власти всех уровней, министерств и ведомств до капитанов судов, руководителей автотранспортных предприятий и кладовщиков. Весь этот механизм имел жесткое управление», — рассказывает заместитель ректора СВФУ им. М. К. Аммосова, к. э. н. член Общественного Совета Арктической зоны Российской Федерации, член-корреспондент Российской инженерной академии Андрей Кугаевский.

Либерализация межхозяйственных отношений сильно усложнила все процессы, логистика резко возросла в цене, гарантии доставки стали большой проблемой, некоторые товары стали просто недоступны северянам. Наряду со сложными природно-климатическими условиями и инфраструктурными ограничениями, сбои в обеспечении северного завоза объясняются отсутствием координации и комплексного подхода к организации закупочных процедур и обеспечению транспортировки грузов. В результате сроки северного завоза срываются, розничная стоимость товаров, включающая наценку за неэффективные закупки и логистику, оказывается недоступной для большинства северян. В ряде регионов Крайнего Севера фиксируется кратное (в 2-3 раза) превышение розничных цен на социально значимые продукты питания относительно стоимости аналогичных продуктов в Центральной России. Например, цены на хлеб, сахарный песок, масло растительное выше в 2,1 раза, пастеризованное молоко дороже в 3,3 раза.

Комплексный подход

«В свете новой арктической повестки, когда развитие Арктической зоны является одним из государственных приоритетов, разработка законопроекта о северном завозе является назревшим, важным решением. Президентом подписаны ключевые документы, определяющие новую политику по ускоренному развитию Арктики, создан и работает уникальный преференциальный режим для ведения бизнеса. Следующим важным этапом является создание системы действенных механизмов организации и государственной поддержки северного завоза», — отмечает заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Михаил Никифоров.

По его словам, предусмотренное новым законопроектом участие федерального центра в организации северного завоза и в его финансировании, с учетом особенностей всех регионов Крайнего Севера, позволит систематизировать северный завоз, выстроить межрегиональные связи, обеспечить развитие экономики, укрепить энергетическую и продовольственную безопасность.

Новеллы федерального закона «О северном завозе», направленные на решение накопленных за последние годы проблем, разработаны с учетом региональной и отраслевой специфики. Создана экспертная группа по вопросам совершенствования системы северного завоза, в которую входят представители Федерального собрания РФ, федеральных и региональных органов власти, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), ФАНУ Востокгосплан, Госкорпорации Росатом, других организаций.

   
   

По словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, законопроектом предусмотрена комплексная система управления северным завозом, которая является ключом к решению не только транспортно-логистических задач, но и к снижению цен по всей цепочке доставки грузов. Что, в свою очередь, позволит улучшить качество жизни людей на труднодоступных, но стратегически важных для нашей страны территориях.

Законопроектом введено само понятие «северного завоза», распределены полномочия в сфере северного завоза между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, урегулирована закупочная деятельность, порядок доставки грузов, мониторинга и контроля, вводится комплекс мер поддержки участников северного завоза. Единым федеральным координатором северного завоза выступит Минвостокразвития России.

Для грузов северного завоза, разделенных на три категории, впервые устанавливается приоритетный порядок транспортно-логистического обслуживания. К первой категории отнесены товары жизнеобеспечения населения и организаций социальной сферы (включая продовольствие, лекарства, медицинские изделия и др.), жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Такие грузы больше не будут простаивать в морских портах и терминалах в ожидании очереди на обработку. Для грузов северного завоза планируется ввести цифровую идентификацию.

Вводятся федеральные меры поддержки северного завоза — бюджетные кредиты регионам для закупки и доставки приоритетных грузов северного завоза и услуг, связанных с их поставками, а также субсидии для финансирования транспортных затрат. Законопроектом предусмотрено создание единого морского оператора. Эта компания будет обеспечивать перевозки приоритетных грузов северного завоза морским транспортом по субсидируемым тарифам. Перечень грузов и услуг в сфере северного завоза, тарифы на которые будут регулироваться, а также порядок такого регулирования определит Правительство РФ.

Создается законодательная основа для развития опорной инфраструктуры, задействованной в северном завозе. Законопроект определяет источники финансирования работ по содержанию ключевых инфраструктурных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Для участников северного завоза вводится беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры необщего пользования.

Как отмечают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, новый закон призван сделать северный завоз более прогнозируемым и прозрачным. Создается Федеральная система мониторинга северного завоза (ФГИС). В ней будут аккумулироваться все сведения, связанные с осуществлением северного завоза: от планов проведения закупок до результатов тендеров и движения грузов. Тем самым будет обеспечена единая информационная среда для участников северного завоза, гарантирована прозрачность закупок, созданы условия для ценовой конкуренции между поставщиками однородных товаров. Кроме того, в перспективе оперативные данные мониторинга будут использоваться для оптимизации логистических маршрутов.

Наряду с комплексом мер господдержки планируется ввести меры ответственности участников северного завоза — например, за нарушение правил приоритизации грузов северного завоза, непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации во ФГИС и др. 

Исторический шаг

«Принятие этого закона будет в некотором смысле историческим шагом, поскольку со времен Советского Союза государство еще не уделяло столь значимого и системного внимания вопросам северного завоза. Очень рассчитываем на развитие Северного морского пути. Если выполняемые по нему рейсы станут регулярными и вызовут настоящее доверие среди предпринимательской среды и поставки по нему продовольствия и иных товаров первой необходимости будут осуществляться на регулярной основе, то это будет отличным примером того, как государство и рынок нашли способ эффективного взаимодействия в решении насущных проблем населения северных территорий России», — говорит заместитель председателя Правительства Камчатского края Юлия Морозова.

По словам заместителя председателя Правительства Архангельской области — министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктора Иконникова, разработанный законопроект упорядочит взаимоотношения по организации северного завоза — тогда как сегодня каждый решает свои проблемы сам. «Например, ресурсоснабжающие компании, которые занимаются энергоснабжением удаленных территорий, самостоятельно завозят грузы и несут финансовую нагрузку, которая в дальнейшем отражается в тарифах для потребителей и компенсируется из регионального бюджета. Упорядочивание северного завоза благоприятно отразится в том числе и на стоимости доставки продукции, появится предсказуемость. По сути, законопроект нацелен на то, чтобы превратить хаотичные действия каждого участника северного завоза в единую систему, создается новая система координат», — отмечает он.

По мнению экспертов, ранжирование грузов, их приоритизация, вкупе с возможностью цифрового сопровождения, при едином морском перевозчике, позволит усилить эффективность и прозрачность системы северного завоза. Такой подход позволит регулировать не только насыщенность грузопотоков, но и их очередность. «Не будет таких ситуаций, когда на рынке в Магадане спрашиваешь: “А лука почему нет?”, а тебе отвечают: “Да пароход еще не подошел”. Законопроект неизбежно потянет за собой пересмотр той логистики, которая существует сегодня. Предусмотренные в законопроекте нормы позволят гибко и сфокусированно подходить к вопросам инфраструктурного развития северных территорий и финансовому обеспечению таких проектов. Принимать решения о том, где провести, например, дноуглубление, а где построить мост, исходя из того, что эти вложения впоследствии сторицей окупятся при обеспечении северных регионов всем необходимым», — резюмирует заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

Кстати

В Арктике создано более 4 тыс. новых рабочих мест

В регионах российской Арктики создана и успешно работает самая большая в мире особая экономическая зона. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, сегодня на территории Арктической зоны РФ реализуют инвестиционные проекты с использованием механизмов господдержки 518 компаний. Новые предприятия и объекты создаются в сфере туризма, услуг, недвижимости, девелопмента, горнорудной промышленности, транспорта и логистики и в других отраслях. Всего в проекты планируется вложить более 811 млрд рублей, создается около 23 тыс. рабочих мест. Уже инвестировано более 46,6 млрд рублей, создано более 4,2 тыс. новых рабочих мест для северян и жителей других регионов.