Исчезающий ВИП. Какие льготы убрали у депутатов Госдумы, а какие остались?

Новым депутатам повезёт меньше, чем тем, кто заседал 10–15 лет назад. Менять мебель в служебных квартирах придётся за свой счёт. © / Iakov Filimonov / Shutterstock.com

На прошлой неделе прошло последнее пленарное заседание Госдумы VII созыва. За 5 лет эти депутаты на себе сэкономили 2,4 млрд руб. Как придётся затягивать пояса их сменщикам, разбирался «АиФ».

   
   

«В седьмом созыве нам удалось существенно сократить расходы депутатов: экономия составила 2,4 млрд руб. Эти деньги перечислены в бюджет страны. Одна из основных статей экономии — дорожные расходы», — рассказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Он отметил, что в этом созыве наконец прекращён так называемый «парламентский туризм». Сегодня депутаты должны обосновывать деловые поездки за рубеж. Также было принято решение об ограничении количества членов делегаций. Правда, сейчас с зарубежными поездками из-за ковида во всём мире не очень, но наши депутаты действительно стали реже летать за госсчёт.

Парламентское «такси»

Вячеслав Володин отметил, что экономия получилась в том числе потому, что в Госдуме усовершенствовали систему закупок авиабилетов для депутатов и установили лимит на пользование служебным транспортом во время работы в избирательных округах.

Служебный транспорт «слуг народа» давно не даёт покоя простым автомобилистам. Ещё лет 10 назад машины с мигалками раздражали многих. Уже в прошлом созыве у рядовых депутатов начали отбирать персональные иномарки. Теперь у них свой парламентский «агрегатор такси»: из гаража машину вызывают по необходимости, приезжает свободная — и никаких прикреплённых водителей. 

«Транспортное обслуживание депутатов не входит в соцпакет, а является одной из составляющих обеспечения служебной деятельности. При этом не предусмотрено персональное закрепление автомобилей за исключением руководства Думы и женщин-депутатов.

Да, при осуществлении своих полномочий, в том числе при работе в регионе, депутаты пользуются правом вызова служебного автомобиля. Но с обязательной фиксацией времени начала и завершения поездки и маршрута следования. Использование служебного транспорта в личных целях, а также членами семьи не разрешается», — рассказала «АиФ» глава Комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.

Лимиты на пользование автотранспортом во время поездок в регионы были установлены ещё в 2017-м. Раньше, когда депутат приезжал в свой регион, ему предоставляли машину по расценкам автотранспортной компании, у которой договор с местной администрацией, и катайся, сколько влезет. По словам Савастьяновой, некоторые умудрялись тратить на транспортное обслуживание в регионах по 1 млн в год. Когда ввели лимит, за перерасход которого думцам предложено платить из своего кармана, те резко сократили свои вояжи, и возникла экономия по этой статье чуть ли не вдвое.

   
   

Авиалояльность

К покупке авиабилетов в этом созыве тоже стали относиться тщательнее. Раньше любой депутат мог за несколько часов до вылета потребовать оформить на него билет, а это самые высокие цены на рейс. С 2019-го покупку авиабилетов тоже стали контролировать. Более того, заключили контракт с одной авиакомпанией и по программе лояльности стали оформлять единый билет эконом- и бизнес-класса на несколько полётов с открытыми датами вылета. Это не ущемляет тех, кто летает в один регион, и позволяет сэкономить десятки миллионов.

Депутаты этого созыва уже были лишены счастья пользоваться за бюджетный счёт ВИП-залами в аэропортах, но это не значит, что они толкаются к стойке регистрации с простыми смертными. У них остались залы для официальных лиц. Судя по документам на портале госзакупок, в этом году обслуживание в аэропортах сенаторов и депутатов Госдумы обойдётся казне в 66,5 млн руб. На нижнюю палату парламента из них выделено 27,5 млн. В перечень услуг включены: оказание им помощи при регистрации билетов на самолёт и оформлении багажа, сопровождение до самого борта, доставка багажа от и до воздушного судна, помощь при прохождении пограничного контроля. Сюда же входит обслуживание делегаций и аренда комнаты переговоров прямо в аэропорту.

Меньше звёзд

Ещё один шаг к экономии бюджетных средств, по словам Вячеслава Володина, — снижение «звёздности» гостиниц для депутатов.

По закону о статусе депутата Госдумы они имеют право на служебное жильё в столице. Как правило, предоставляют его не сразу. На сбор документов, подготовку помещений и пр. уходит несколько месяцев. Бывали случаи, когда уже бывшие депутаты не хотели освобождать квартиры и новоизбранным опять приходилось ждать. Всё это время приехавшие из регионов живут в гостиницах. Не в первых попавшихся, а в 5-звёздочных в центре Москвы. В прошлом созыве в гостиницах расселили 167 депутатов.

Теперь это будут номера стоимостью не выше стандартного номера в 4-звёздочной гостинице, да ещё и в «пределах Третьего транспортного кольца». Не на окраину, конечно, выселяют, но уже и не совсем центр. В аппарате Госдумы пояснили, что конкурс между гостиницами-претендентами будет закрытый, но цены задрать не позволят. Уже оценили первые предложения и получили примерную экономию бюджета по этой статье в 1,5 раза — 50 млн руб. Участвовать могут и отели большей звёздности, и даже самые дорогие — центральные, но цены будут скромнее.

Жить в предоставленном номере депутат-«обновленец» сможет только один. Если жена с детьми рванёт за мужем в столицу, снимать жильё придётся за свой счёт. Но как только предоставят служебную квартиру, там легально может проживать вся семья.

Понты — за свой счёт

Получается, тем, кого мы изберём в сентябре, кругом не повезло: тут урезали, там оптимизировали или поставили под строгий контроль. На что могут рассчитывать депутаты VIII созыва?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно открыть федеральный закон «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Депутаты по-прежнему не могут быть задержаны сотрудниками полиции или подвергнуты обыску. При этом неприкосновенность распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, личный и служебный транспорт, средства связи и пр. Снять неприкосновенность можно, но сложно: инициатива должна исходить из генпрокуратуры, а коллеги-депутаты — проголосовать за.

Каждого депутата обязательно страхуют за госсчёт. Сумма — размер годового денежного вознаграждения, а деньги выплачиваются, если тот получил какие-либо увечья или умер. Здоровье «обновленцы» могут поправить бесплатно в санаториях. Кстати, их отпуск — 42 дня, в отдельных случаях срок может быть увеличен. Есть медобеспечение, как у федерального министра. При этом если в бытность депутатом получаешь какие-то увечья, гособеспечение за тобой сохраняется навсегда.

Пользование мобильным телефоном тоже за счёт бюджета. Дипломатический паспорт. И ещё масса приятных мелочей — например, компенсация расходов на переезд в Москву. Она тоже не безграничная, но всё-таки.

«Конечно, новым депутатам повезло меньше, чем тем, кто заседал лет 10–15 назад. Кататься как сыр в масле, когда всегда под рукой машина и самолёт, уже не получится. Но я считаю, что по-прежнему созданы все условия, чтобы депутат достойно выполнял свою работу, — уверен юрист Денис Комаров. — Есть достойная зарплата — 350 тыс. на руки у рядового депутата. Плюс бюджет на помощников — 300 тыс. в месяц, но не на каждого, а всего. Помощникам, к слову, так же оплачиваются из бюджета командировки. От депутатов мы часто слышим, что им не хватает, доплачивают помощникам „из своих“. Не думаю, что это так. У нас в Думе мало одиночек, в основном командные игроки. А это значит, что есть команда помощников, экспертов и пр. Тем более у них есть возможность легально получать дополнительный доход за счёт научной, образовательной или творческой деятельности. И многие этим пользуются. А кому не нравится мебель в служебных квартирах, „совковые санатории“ или не хватает каких-то дополнительных услуг в аэропортах, наверное, не стоит баллотироваться. Лучше заняться бизнесом и обеспечить себе всё, что душа просит, но не за счёт государства».