Худилайнен: если мэр занимается митингами, это напоминает «Собачье сердце»

Александр Худилайнен. © / Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Петрозаводск и Республика Карелия в целом оказались в центре внимания всей страны после скандальной отставки мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. Ранее депутаты горсовета отправили её в отставку за «неисполнение в течение трёх и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения». Это решение привело к серьёзным спорам в обществе и СМИ. Депутатов обвиняли в том, что Ширшина «отставлена за свою оппозиционность».

   
   

АиФ.ru встретился с главой Республики Карелия Александром Худилайненом — в эксклюзивном интервью он рассказал, в чём видит причину отставки, кто дальше будет управлять регионом, а также о том, как регион решает проблемы своих моногородов, чем привлекает инвесторов из Китая и как чувствует последствия «санкционной войны».

Первая часть интервью — о ситуации с отставкой Ширшиной.

АиФ.ru: Очень актуальная сейчас тема — скандал вокруг отставки мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. Что, на ваш взгляд, привело к этой отставке, и каковы будут последствия для региона? Возможно, что, сидя далеко от региона, мы чего-то не знаем, не учитываем, когда пытаемся понять ситуацию?

Александр Худилайнен: Если посмотреть в целом на карту Российской Федерации, то сегодня (можно найти — прим. ред.) редкий регион, который не переживал оздоровление, декриминализацию. Это проходили многие регионы. Вспомним 90-е годы, когда, например, казанские группировки сотрясали всю Россию, а сегодня Татарстан — это один из самых благополучных, самых перспективных регионов, который за короткий срок — за 15 лет — сделал невероятное. Сегодня его можно ставить в пример не только России, но и многим европейским странам.

Процессы оздоровления и наведения порядка проходили в том же Северо-Западном регионе. Вспомним печально известные события Великого Новгорода, когда там сжигали людей на предприятиях заживо, обливая из канистр, жуть была страшная, можно сравнить с Чикаго (один из центров разгула мафии времён Великой депрессии — прим. ред.). А ведь это был уже конец 90-х – начало 2000-х годов. С приходом нынешнего губернатора, Сергея Герасимовича Митина, к уголовной ответственности было привлечено 173 человека. Люди понимали, что нужно оздоравливать регион.

И в Карелии тоже, к сожалению, годами некоторые группировки зарабатывали деньги на незаконном дележе бюджета, недвижимости, земли. Очень приличные деньги зарабатывали. Когда я появился в мае 2012 года и через неделю увидел перевод неких земельных участков из одной категории в другие… Понимал, что это делается бессмысленно для бюджета, прямо сказать, отдаётся налево-направо. И когда выяснили масштаб бедствия, оказалось, что земельные участки в привилегированных районах сотнями отдавались по отработанным схемам в угоду определённым группировкам, и на этом зарабатывались сумасшедшие деньги.

За прошлый год только на 1 ноября было возбуждено 59 коррупционных дел… Да не надо было воровать… Не надо было нарушать закон, надо было зарабатывать честно на бизнесе.
   
   

— То есть сегодняшние события — последствия этого?

— Да, сегодня происходит процесс оздоровления, но, к сожалению, от этого было никак не уйти, и, безусловно, это болезненно, но сегодня перед законом все равны. И сегодня многие ставят в вину Худилайнену или правоохранительным органам, что вот там обижают тех или иных людей. Ну, извините, сегодня десятки чиновников привлекаются в год к ответственности за нарушение законодательства.

За прошлый год только на 1 ноября было возбуждено 59 коррупционных дел. Но почему-то орём — именно не кричим, а орём — по определённым личностям: «Ах, их обижают!». Да не надо было воровать, открыто говорю, не надо было воровать. Не надо было нарушать закон, надо было зарабатывать честно на бизнесе, а не путём покупки по баснословно низким ценам недвижимости, а потом её перепродажи в десятки раз дороже. Не надо было воровать на земле, не надо было пилить бюджетные деньги. Эти юридические шаги имеют последствия через десятки лет. Это всё имеет следы, и в случае глубокой экспертизы всё это выявляется.

Если ты себя декларируешь хозяйственным руководителем, то занимайся хозяйством, а не политиканством в угоду тем или иным группировкам.

— Но к мэру претензии были хозяйственные, так скажем, а не уголовные. И как её деятельность связана с этими группировками, о которых вы говорите?

— Если даже народный мэр, которого избрали в сентябре 2013 года, декларируя себя как хозяйственника, а не политика, занимается больше митингами и манифестациями, знаете, это напоминает «Собачье сердце». Как у Швондера. Когда канализация не работает, всё встало, они занимаются митингами и песнями, ну, примерно что-то подобное существовало и здесь. Когда мы годами не бываем на предприятиях, а иногда и вообще не бываем и не знаем, что происходит в месте прямой ответственности администрации города, которая должна бы заниматься возрождением предприятий, поиском новых и новых инвесторов, однако этим не занимается. Когда мы приезжаем на предприятия только тогда, когда приезжают члены госкомиссии или приглашает глава региона, наверное, это неправильно. Если ты себя декларируешь хозяйственным руководителем, то занимайся хозяйством, а не политиканством в угоду тем или иным группировкам.

Да, сегодня это, к сожалению, проходит болезненно, потому что сегодня эти группировки, которые пилили, делили деньги, недвижимость, землю, несут ответственность, и сегодня суды ставят точку во всех этих историях. Многие из этого пытаются сделать политику, но это не единственный случай в Карелии, когда из уголовщины или, точнее сказать, уходя от уголовной ответственности, пытаются сделать вид, что это политические гонения. Да никаких политических гонений. Нужно наводить порядок.

Да, сегодня мы переболеем и эти вещи, но, наверное, депутаты справедливо приняли это решение, потому что оно родилось не спонтанно — был вынесен неуд за 2014 год, было дано время на исправление нарушений, которые инкриминировались на сессии подведения итогов 2014 года, но не было исправлено ничего. Конечно, депутаты терпели, терпели, пока всё это нагорело и перехлестнуло через край, когда в массовом порядке увольнялись заслуженные руководители образовательных учреждений, социальной сферы, которые действительно являются элитой общества в Петрозаводске… Почти 80 человек было выставлено за ворота или за двери тех учреждений, которые они сами создавали, которыми руководили. Но это не могло не вернуться бумерангом, не могло не вернуться общественным гневом и возмущением, которые были выражены депутатам, и депутаты приняли такое решение.

Сегодня в соответствии с уставом и законодательством Республики Карелия будет приглашаться управленец на город, профессионал, путем конкурсного отбора…Действительно хозяйственник, который будет заниматься экономикой и хозяйством города, а не песнями, митингами, как в «Собачьем сердце».

— Насколько объективны претензии депутатов?

— Суд будет принимать окончательное решение, насколько законны были претензии депутатов. Когда я внимательно изучил те претензии — часть, безусловно, спорные, на мой взгляд, не стоило их даже поднимать. Но часть — абсолютно существенные. Когда мы отказываемся от средств, которые должен был получить бюджет в рамках тех уголовных дел, которые возбуждались при наведении порядка, а мы пишем, что — нет, ущерба не было нанесено, а это ни много ни мало больше ста миллионов рублей. Сегодня мы не выплачиваем штрафных санкций по решениям судов, по действиям судебных приставов. И это не единичные примеры. Там тоже сумма очень значительная. Поэтому, безусловно, сегодня суд будет рассматривать законность принятия решения советом депутатов, и думаю, что мы это переболеем, и нужно, вообще, действительно заниматься хозяйством, что было продекларировано два года назад и чем не занимались.

Нужно навести на улицах порядок, повысить освещённость. Сегодня на некоторых перекрёстках после так называемой «проведённой работы по благоустройству» освещённость в разы меньше, чем по нормативу положено. Город в полутёмном состоянии, народ десятками пишет возмущённые заявления. Это же не могло остаться бесследно. Я уверен, что суд поставит точку в споре между депутатами и избранным мэром. В соответствии с уставом и законодательством Республики Карелия, в город будет приглашён управленец, профессионал, выбранный путём конкурсного отбора. Не человек, который не имеет никакого административно-управленческого опыта, а действительно хозяйственник, который будет заниматься экономикой и хозяйством города, а не песнями, митингами и прочими делами, как в «Собачьем сердце».

— А если суд примет решение о неправомочности действий депутатов?

— Я думаю, что депутаты будут дальше разбираться. Просто, понимаете, это же не мнение самих депутатов. Это аккумулированное выражение того возмущения, которое было передано депутатам. Я уже вам говорил, что, когда 80 человек уволено авторитетнейших людей, возглавлявших учреждения образования, дошкольного образования, социальной сферы, это не могло остаться незамеченным. Я не юрист, но, на мой взгляд, есть совершенно законные основания, за которые нужно спросить с мэра Галины Игоревны Ширшиной.

Нельзя быть потребителем, нужно быть созидателем, нельзя спрашивать с кого-то, нужно самим творить. Нужно своими руками, своим трудом достигать благополучия. А не ждать, пока оно свалится откуда-то.

— Если вы говорите, что это некая точка в процессе борьбы за разгребание вот этих наслоений, которые в 90-е годы сложились, то это высшая точка? И дальше уже всё будет лучше?

— Нет, понимаете, нельзя быть потребителем, нужно быть созидателем, нельзя спрашивать с кого-то, нужно самим творить. Нужно своими руками, своим трудом достигать благополучия. А не ждать, пока оно свалится откуда-то. Безусловно, сегодня нужно выбрать или пригласить на работу нормального хозяйственного руководителя, который действительно будет заниматься с людьми… Сегодня потенциал того же Петрозаводска колоссальный, и я могу навскидку назвать 5–6 моментов, где сегодня недорабатываем, недополучаем заслуженные средства в наполнение дефицитного бюджета города. Так что, безусловно, этими вещами нужно будет заниматься. Я думаю, в течение месяцев полутора окончательный вердикт будет вынесен судом, посмотрим, что за решение суд примет, что там депутаты будут решать…

Заметьте, я до последнего не высказывал никакого мнения, я ни ту, ни другую сторону не принимал в борьбе между депутатами… Хотя мне и приписывают пальму первенства, якобы я там дирижёр и серый кардинал, я никогда не влезал и очень объективно и лояльно всегда (относился к ситуации — прим. ред.). Да, я обозначал проблемы, которые сегодня не решаются, у меня не было претензий никогда лично к Галине Игоревне. Есть проблемы, которые сегодня нам с возмущением транслируют жители и Карелии, и Петрозаводска, и, безусловно, я много раз указывал на то, что этими вещами нужно заниматься.

Я не пришел кого-то там ущемлять, я пришел наводить порядок.

Так что я до последнего (не отстаивал — прим. ред.) никакую точку зрения, и, когда я в соответствии с законом обязан был своё отношение высказать, я высказал, что действительно из 12 инкриминируемых претензий есть очень существенные, за которые сегодня нужно отвечать, которые сегодня являются камнем преткновения и явились основанием для вынесения столь жёсткого решения депутатами Петросовета.

Я не пришёл кого-то там ущемлять, я пришёл наводить порядок. У меня есть прямое поручение президента, есть доверие парламента и жителей республики. Мы этим сегодня занимаемся, и мне не стыдно за последние три с половиной года, сколько сделано сегодня в Карелии.

Продолжение следует