Арест бывшего губернатора Хабаровского края и ситуация с его преемником породили волну воспоминаний о губернаторах-тяжеловесах из 90-х. А так ли они были эффективны?
Раньше была целая плеяда звёздных губернаторов: Егор Строев, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, ныне покойные Анатолий Собчак, Юрий Лужков, Борис Немцов и др. Сегодня же впору вспомнить классика: «Да, были люди в наше время...» Чем же заняты политические отставники?
Не пропали
Самые эффективные и энергичные экс-губернаторы, конечно, не пропадают из виду. Например, Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга (2003–2011), стала спикером Совета Федерации. Взлетел и Алексей Гордеев — после поста министра сельского хозяйства, который он занимал 10 лет, был отправлен рулить Воронежской областью (2009–2017), затем — вице-премьер, а сейчас вице-спикер ГД. Но остаться во власти получилось не у всех. Александр Ткачёв, экс-губернатор Краснодарского края (2001–2015), 3 года затем отработавший главой Минсельхоза, в мае 2018-го был отправлен в отставку и вернулся руководить своим семейным бизнесом на Кубани — крупнейшим холдингом «Агрокомплекс».
Рекордсмен по количеству сроков у руля региона — белгородский губернатор Евгений Савченко (с 1993 г.). Он 2 раза назначался президентами и 5 раз побеждал на прямых выборах. Срок его полномочий истекает в 2022 г. «Для позитивного имиджа России на Украине Савченко в своей Белгородской области с её ровными дорогами и ухоженными полями делает больше, чем все наши ТВ-шоу, вместе взятые», — уверен политолог Евгений Минченко.
Егор Строев не только руководил Орловской областью в 1993–2009 гг., но и был спикером Совета Федерации, когда там заседали губернаторы. В регионе его помнят, но многие не могут забыть карьерный взлёт его единственной дочери Марины Рогачёвой, которая последние 5 лет губернаторства отца представляла Орловскую область в верхней палате парламента. Отставка Строева случилась сразу после громких уголовных дел в его окружении. Он опять стал сенатором, а его родня занялась бизнесом. Недавно дед-пенсионер подарил своему внуку Александру Рогачёву пакет акций крупнейшего строительного холдинга Орла, который в 2019 г. возвёл 77,91% новостроек в Орле и 13,9% в Липецке.
Не бедствуют
Экс-губернатор Кемеровской области Аман Тулеев (1997–2018) сумел без потерь выйти из войн с криминалом 90-х, местным бизнесом, однопартийцами из КПРФ и пр. Тулеев всегда казался незаменимым. Даже многочисленные катастрофы на шахтах Кузбасса, попытка перевести из бюджета Кузбасса на счёт небольшой польской компании 1 млрд долл. и т. д. не испортили его имидж. Зато народ долго помнил, как он, единственный из всех губернаторов, отказался повышать тарифы на электричество. В июле 1999 г. отказался принять от Б. Ельцина орден Почёта: «Не могу принципиально принять награды от власти, которая ввергла страну в нищету». Аман Тулеев не раз помогал освобождать заложников, лично проводя переговоры с террористами. Но в марте 2018-го, после страшного пожара в ТЦ «Зимняя вишня», прошёл митинг с требованием отставки губернатора. Тулеев назвал родственников погибших «бузотёрами», а 1 апреля подал в отставку и уже 10-го стал спикером облсовета. В сентябре был назначен ректором Кузбасского регионального института развития профессионального образования. Сейчас выясняется, что у Тулеева есть участок 158 га с тремя особняками, 12 домами и 40 хозпостройками.
Не менее колоритный губернатор того времени — экс-глава Саратовской области Дмитрий Аяцков (1996–2005). В 1998 г. на встрече с президентом США Биллом Клинтоном шутки ради Ельцин представил его как своего будущего преемника. Когда его рейтинг в регионе начал падать, Аяцков в марте 2005 г. был назначен послом России в Белоруссии. Однако уже 19 июля на пресс-конференции он предложил Александру Лукашенко «перестать дуть щёки». Эти слова вызвали скандал, и назначение не состоялось. Через год Аяцков стал помощником руководителя Администрации президента, а потом вернулся на родину и сейчас — президент Саратовского государственного технического университета.
Генерал-губернаторы
А вот бывший вице-президент России и губернатор Курской области Александр Руцкой (1996–2000) просит Владимира Путина вернуть ему должность. В начале июля он рассказал в интервью А. Караулову, что запросто общается с президентом и на одной из встреч на вопрос президента о просьбах Руцкой сказал: «Верните меня назад губернатором». Якобы Путин ему ответил: «Это не ваш уровень». Руцкой успел поработать проректором в столичном строительном университете, возглавлял совет директоров цементного завода в Воронежской области, а в 2015-м вошёл в состав совета директоров «Единой справочной службы».
Ещё один политик-тяжеловес из 90-х — Герой Советского Союза, экс-губернатор Подмосковья Борис Громов (2000–2012). Страна его узнала, когда по телевизору показывали кадры выхода советских войск из Афганистана. В 91-м он баллотировался в вице-президенты РСФСР с кандидатом в президенты Н. Рыжковым. Тогда они уступили Ельцину. Был замминистра обороны, депутатом ГД, но сложил полномочия, чтобы встать у руля Московской области. Именно при нём в 2009-м долг области составил 155,2 млрд, а минфином руководил А. Кузнецов, отбывающий сейчас 14 лет колонии. Тогда губернатор публично заявил, что в подмосковном бюджете осталось «не очень много денег»: «Улучшения не будет. Будет только ухудшение. Ту жизнь, которой мы жили раньше, нужно забыть». После отставки Громов получил кресло сенатора от Подмосковья, а через год ненадолго перешёл в Госдуму. Сегодня он возглавляет организацию «Боевое братство».
Почему в России перевелись столь колоритные губернаторы? Директор Института политических исследований Сергей Марков уверен: «Президент сознательно проводит обновление региональной власти. Это как с кораблём, который должен войти в док и почистить киль от ракушек, чтобы потом продолжить плавание. Ракушки, образно говоря, — это коррупционные связи, которые новый губернатор должен разрушить».