В большинство субъектов глава государства назначил временно исполняющими обязанности молодых управленцев нового поколения. Исключение составили лишь Дагестан и Красноярский край. В прессе этих назначенцев активно называют технократами, главными задачами которых является экономика и социальная сфера, а не политика. В большинстве своем новые губернаторы уже пробыли на своих постах 1 месяц. Время делать первые предварительные выводы о том, как приняли новых управленцев в регионах, об их первых решениях, действиях, успехах и неудачах.
Дмитрий Азаров, Самарская область
Следующий важный шаг Дмитрия Азарова — экономический — начало активной работы с «АвтоВАЗом». Он заявил, что считает первоочередной для себя задачей стабилизацию ситуации на заводе в связи с грядущими на предприятии сокращениями.
Важный пункт для многих новых губернаторов — контроль подготовки к чемпионату мира по футболу, если регион будет его принимать. В этом плане Азарову досталось не лучшее наследство. Губернатору пришлось признать, что отставание в строительстве стадиона в Самаре возникло из-за неверных расчётов.
Андрей Тарасенко, Приморский край
Врио губернатора Приморья, как и его коллега по Самарской области, также начал с кадровых перестановок в правительстве региона. Первым делом он сменил вице-губернатора по внутренней политике. Приморцы изрядно устали от политических войн, поэтому ожидают от нового губернатора других подходов во внутренней политике. Тарасенко их ожидания пока оправдывает, работая профессионально и показывая высокий уровень компетенции.
Одними из первых действий Андрея Тарасенко стало посещение с проверкой важных строящихся объектов Владивостока — цирка, филиала Эрмитажа и инновационно-культурного центра на Русском острове. С недостроями в Приморье, действительно, есть проблемы, о чем неоднократно местные жители жаловались властям. На встрече с депутатами местного Заксобрания Тарасенко призвал народных избранников помогать главам в районах следить за соблюдением сроков строительства крупных объектов. Эти решения губернатора позитивно были встречены местными элитами.
Андрей Клычков, Орловская область
Своим указом расширил перечень законодательных инициатив, которые проходят мимо общественного обсуждения. А на встрече со студентами новый глава Орловской области принял предложение создать общественный канал в Telegram. В целом, складывается позитивный образ губернатора, а местные элиты встретили нового главу с воодушевлением.
Александр Бурков, Омская область
Важную встречу провёл глава Омской области с предпринимателями региона в рамках международного форума «Инносиб-2017».
Андрей Травников, Новосибирская область
Андрею Травникову, пожалуй, досталось самое тяжёлое политическое наследство в качестве мэра областного центра коммуниста-оппозиционера Анатолия Локтя. Тем не менее, Анатолий Локоть и новый врио ни в каких конфликтах замечены не были, и даже оба приняли участие в городском субботнике.
Михаил Ведерников, Псковская область
Врио губернатора Псковской области начал серию рабочих встреч с заместителями губернатора, руководителями органов исполнительной власти и местного самоуправления. Ведерников сразу обозначил, что необходимо замещение коммерческих кредитов бюджетными. И, конечно, не мог не остаться незамеченным новым губернатором дефицит бюджета на следующий год.
«Прошёлся» Михаил Ведерников и по стройкам, заявив, что недопустима дальнейшая задержка строительства перинатального центра в Пскове. Ведерников полностью посвятил свою работу экономическим и хозяйственным вопросам. Наверное, именно Михаил Ведерников — наиболее точно вписался в образ губернатора-технократа, отказавшись от каких-либо непонятных простым людям политических интриг.
Глеб Никитин, Нижегородская область
А вот с бюджетом, конечно, есть проблемы — такие же, как в Псковской области. Речь идёт о дефиците и огромном государственном долге, размещённом в коммерческих банках под высокие проценты. Эксперты ожидали, что именно формирование бюджета на важнейший 2018-й год станет главной темой первой встречи врио с депутатами Законодательного собрания. Вместо этого Глеб Никитин неожиданно для многих сразу предложил поменять модель управления в Нижнем Новгороде. Фактически Глеб Никитин решил начать своё правление в Нижегородской области с открытого политического конфликта. Никитин потребовал уйти в отставку руководство города, предлагая своего кандидата на пост мэра депутата Госдумы Владимира Панова. Депутаты же попросили услышать их мнение и учесть мнение нижегородцев по системе местного самоуправления. Однако Никитин от диалога с местными элитами и экспертами уклоняется.
При этом местные элиты встретили нового губернатора весьма доброжелательно, публично посылая сигналы о готовности всячески помогать Глебу Никитину. Вместо этого он решил ломать систему МСУ, запроса на обновление которой в Нижнем Новгороде не было. Зато был запрос на смену исполнительной власти, в частности, увольнение из правительства чиновников, которые отметились в коррупционных скандалах. В отличие от своих коллег-технократов Никитин никаких кадровых перестановок в своём кабинете делать не стал, что вызвало у экспертов немало вопросов.
Проблем образу Никитина-технократа добавляет и неэффективность работы пресс-службы и блока внутренней политики. Рейтинги, как отмечают местные эксперты, растут плохо. Наладить рабочие контакты с местными СМИ у Глеба Никитина тоже не получилось, хотя он был одним из обладателей образа неконфликтного и неполитического технократа. Уровень образования, федеральных связей, профессиональных качеств позволяют Никитину стать примером для многих глав субъектов.
Политолог, руководитель Центра социально-политических исследований и проектов Сергей Поляков предупреждает молодых технократах об ошибках, которые они могут совершить на первых порах.
«Люди не хотят договариваться и идут напролом, бравируют поддержкой первого лица, вопросы решают угрозами. Чем это грозит в перспективе? Проблема не решается подобным образом, а только лишь загоняется в угол. Когда только назначенный губернатор (и более того, ещё и с приставкой врио) ведёт себя таким образом, региональные элиты воспринимают это как плевок в лицо. И последствия здесь могут быть самыми разными. Скоро президентские выборы. И как такие напряженные отношения в регионе могут повлиять на них, можно только гадать. Думаю, что ничего хорошего из этого не выйдет», — уверен Поляков.
Так или иначе, пока это лишь первые шаги новой волны губернаторского корпуса страны. И надо признать, что опыт оказался в целом — успешным. Элитообразование — сложный государственный процесс, который только начали новые губернаторы-технократы в регионах России. И как любой сложный и длительный процесс он не может проходить безошибочно. У управленцев нового поколения — ещё достаточно время для корректировки своих отношений с местными элитами и налаживания работы у себя в регионах.