Губернаторская закалка. Эксперт о скрытом смысле новых назначений

Владимир Путин и врио главы Республики Карелия Артур Парфёнчиков (справа). © / Михаил Климентьев / РИА Новости

Глава Карелии Александр Худилайнен досрочно сложил полномочия. Временно исполнять обязанности руководителя региона Президент РФ Владимир Путин назначил директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России Артура Парфёнчикова. 

   
   

Начиная с 6 февраля это уже пятая отставка главы региона. Помимо Худилайнена, свои кабинеты покинули: пермский губернатор Виктор Басаргин, глава Бурятии Вячеслав Наговицын,

новгородский губернатор Сергей Митин и рязанский Олег Ковалев. Во всех этих регионах уже назначены и. о. О том, что стоит за последними отставками, как губернаторам подбирают преемников и почему Кремль взял курс на обновление региональных элит, «АиФ» рассказал политолог, руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

Екатерина Барова, «АиФ»: По вашим данным, серия отставок закончилась? Или будут новые?

Николай Миронов: Теоретически продолжение возможно, хотя основные замены произошли. Но ещё остались проблемные губернаторы, ситуация с которыми пока не очень понятна. Главный вопрос в том, как они проведут президентские выборы. В частности, речь может идти о губернаторе Свердловской области. 

— Что общего у последних кадровых рокировок?

— Убирают губернатора по нескольким причинам. Прежде всего, если он неспособен договориться со своими оппонентами, группами влияния в регионе. Человека меняют, когда становится понятно, что он перессорился со всеми подряд, что его не поддержат в регионе, выдвинут альтернативного кандидата. В результате выборы превратятся в базар, в бесконечный обмен компроматами. Вторая возможная проблема — губернатор хронически не слышит своё население, своих избирателей. Например, теперь уже бывший глава Карелии, по мнению наблюдателей, вообще не вступал в диалог, а действовал только силовыми методами и фактически «зачистил» всю оппозицию. Третья возможная причина отставки — барство и неумеренные расходы на содержание руководства региона. Наконец, подвести губернатора под монастырь могут плохие экономические показатели, проблемы в социальной сфере и, главное, хроническая неспособность их решить. Например, так было в Рязани. 

— По каким критериям подбирают новичков?

   
   

— У всех последних назначений есть общие черты. Это, во-первых, достаточно молодой возраст нового губернатора: от 40 до 50 лет. То есть все они смогут вполне энергично и эффективно проработать не меньше двух сроков. Во-вторых, новые назначенцы или тесно связаны с этими регионами (родились и работали там, как врио пермского губернатора Максим Решетников, представляют титульную национальность, как врио главы Бурятии Алексей Цыденов), или хорошо знакомы с устройством региональной экономики (например, врио главы Рязанской области Николай Любимов работал вице-губернатором успешной Калужской области, врио главы Новогородской области Андрей Никитин был главой Агентства стратегических инициатив и вёл массу проектов в регионах). Плюс у них имеется опыт решения достаточно сложных задач в области экономики и управления хозяйством, они понимают, что такое финансовая политика, привлечение инвестиций и т. д. Подобный бэкграунд есть у всех, кроме Парфёнчикова. Но он отработал в Карелии достаточно много лет, хорошо знает республику, его задача — просто навести там порядок. Помимо полного раскола в обществе, который допустил прежний карельский глава, там ещё и довольно силён криминал, распространена незаконная вырубка леса. 

— А для Парфёнчикова такое назначение — это разве не понижение?

— Нет. Ведь сейчас, помимо замещения должностей в проблемных регионах, формируется новая управленческая элита, которая, успешно поработав на местах, вполне может перейти на заметные федеральные позиции ближе к президентским выборам 2024 года. Когда понадобятся новые кадры для нового правительства (формировать его, очевидно, будет уже другой президент: если В. Путин примет участие в выборах 2018 г. и победит на них, он пробудет в Кремле второй срок подряд — последний возможный срок, согласно нынешней Конституции). Эти люди вполне могут войти в обновлённую правительственную команду. Таким образом, уже сейчас постепенно присматриваются люди для омоложения федеральной власти. И таких будет всё больше и больше.