Петр Кацыв — государственный деятель, представитель управленческого звена транспортной системы. Специалист прошел путь от рядового инженера до вице-президента РЖД, руководил развитием транспортного узла Московского региона.
Представитель управленческого звена транспортной системы, государственный деятель Петр Кацыв прошел путь от рядового инженера до вице-президента РЖД, руководил развитием транспортного узла Московского региона. Сейчас находится на заслуженном отдыхе.
Начало профессионального пути
Петр Кацыв родился 5 февраля 1953 года в украинском городе Славута. Уже в начальной школе учителя отмечали тягу мальчика к математике, а в старших классах парень буквально влюбился в точные науки, без труда щелкал сложные уравнения и всегда без запинки отвечал на уроках физики и химии. Учителя всегда обращали внимание на отличную память старательного ученика и его стремление к знаниям, а увлечение техническими дисциплинами предопределило выбор выпускника школы — поступать в Московский автодорожный институт. В 1970 году он отлично сдал вступительные экзамены и стал студентом столичного вуза.
В 1975 году дипломированного специалиста распределили в Химки в пассажирскую автоколонну. Здесь он получил должность инженера по обеспечению безопасности движения и параллельно успевал заниматься научной работой на одной из кафедр МАДИ. Кацыв не забросил научные изыскания ни после женитьбы, ни когда в семье в 1977 году родился сын Денис и спустя время защитил сначала кандидатскую диссертацию по теме организации пассажироперевозок на примере крупных городов, а затем и докторскую диссертацию в 2002 году.
В 1982 году Петр Кацыв перешел на работу в Московское управление пассажирского автотранспорта на должность начальника отдела безопасности. Двигаясь по карьерной лестнице все выше, опытный специалист постепенно вырос до первого заместителя начальника по перевозкам «Мострансавто», в которое в 1992 году было переименовано управление.
Учитывая непростые времена начала 90-х, дефицит бензина, проблемы с финансированием и масштабы, которые своей деятельностью охватывало предприятие (вся Московская область, частично Москва и сопредельные регионы), работы у Петра Кацыва прибавилось, но, несмотря на трудности, он отлично справлялся со своими обязанностями. Уже в 1994 году он был назначен генеральным директором компании. Теперь на нем лежала вся ответственность за функционирование огромной сети подмосковных автобусных перевозок. Чтобы обеспечить людей надежным транспортом, пришлось искать новые пути для развития «Мострансавто». Так, предприятие взяло в лизинг почти тысячу новых микроавтобусов и пустило их на дальние маршруты, что стало спасением для жителей многих населенных пунктов, не охваченных автобусным сообщением.
Работа в правительстве области
Когда в Московскую область пришел новый губернатор Борис Громов и приступил к формированию своего правительства, на должность министра транспорта был приглашен руководитель гигантской транспортной компании. В 2001 году уже опытный и эффективный управленец Петр Кацыв, на деле доказавший свой профессионализм, вошел в состав регионального кабмина. В его епархию входили вопросы развития транспортной и дорожной инфраструктуры, промышленной, научно-технической и инновационной политики. Министр транспорта также курировал организацию и обеспечение безопасности дорожного движения в регионе. Спустя два года он перешел на еще более высокий пост — заместителя председателя Правительства Московской области, при этом сохранив министерский портфель.
При непосредственном участии вице-губернатора Подмосковья Петра Кацыва начали успешно реализовываться крупные инфраструктурные проекты социальной направленности, масштабы которых перешагнули границы региона и стали носить федеральный статус. Среди них:
- строительство подъездных железнодорожных путей к аэропортам Домодедово, Шереметьево и Внуково, благодаря чему столичный авиационный узел стал единым целым;
- начало строительства скоростной Центральной автомобильной кольцевой дороги (ЦКАД), призванной разгрузить МКАД и избавить ее от грузового транзитного транспорта;
- строительство скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург.
Все они требовали максимальной концентрации на деталях и координации множества специалистов из разных областей. Организаторские способности и компетенции, наработанные Петром Кацывом за время многолетней деятельности в транспортной сфере, помогали ему успешно решать, казалось бы, неразрешимые проблемы на пути реализации этих амбициозных проектов.
Деловую хватку, умение находить общий язык с чиновниками разного уровня решил использовать Сергей Шойгу, сменивший Бориса Громова на посту главы Подмосковья. Он поручил Кацыву возглавить в ранге министра созданное с нуля Главное управление по взаимодействию с федеральными органами государственной власти. Впоследствии, когда Сергей Шойгу ушел с поста губернатора на повышение, и при новом главе области Андрее Воробьеве Петр Кацыв остался работать в качестве советника губернатора и продолжал оставаться причастным к жизни региона, ставшего ему второй родиной.
Появление МЦК
В 2013 году Петру Кацыву, умеющему коммуницировать с региональными и федеральными чиновниками, человеку, для которого транспортная отрасль стала судьбой, предложили в ранге вице-президента Российских железных дорог возглавить Центр по развитию Московского транспортного узла. Предстояла непростая задача: создать и до тончайших деталей проработать схему масштабной реконструкции малого кольца Московской железной дороги (МКЖД), впоследствии переименованного в МЦК — Московское центральное кольцо.
По большому счету Петру Кацыву предстояло не просто вернуть к жизни старую железную дорогу, по которой лишь изредка ездили товарняки, а пассажиров не перевозили с 1934 года, а превратить 54 километра МКЖД в современный комплекс с транспортно-пересадочными узлами и новыми пассажирскими платформами в местах, удобных для пересадки.
Учитывая масштабы необходимой модернизации, многим казалось, что реанимировать наземное железнодорожное движение по Москве невозможно, ведь речь шла о том, чтобы:
- заменить десятки километров старых путей на современные бесстыковые для бесшумного движения поездов;
- построить и реконструировать несколько мостов;
- электрифицировать линии.
Работы было непочатый край, однако уже в сентябре 2016 года отличной новостью стала информация о том, что по новым путям прошла первая городская электричка. С тех пор МЦК открыто для пассажиров. Результат работы Центра по развитию московского транспортного узла, которым руководил Кацыв, был признан одним из лучших. Сегодня по МЦК в режиме работы метрополитена курсируют более двух сотен поездов нового поколения «Ласточка» вместимостью 1500 человек, и пассажиры ожидают городскую электричку в часы пик не более 6 минут. Железнодорожное кольцо проходит по 26 районам Москвы, и к 2025 году им будут пользоваться до 300 млн человек в год.
В 2017 году Петр Кацыв продолжал возглавлять Центр по развитию Московского транспортного узла на последней на данный момент официальной своей должности — заместителя генерального директора ОАО «РЖД», а в 2019 году в возрасте 66 лет вышел на заслуженный отдых.
Награды и личная жизнь Петра Кацыва
Деятельность Петра Кацыва по достоинству была оценена на самом высоком правительственном уровне. За время работы в Правительстве Московской области он был награжден орденами:
- «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней;
- «Дружбы»;
- «Знак почета».
Другие, пониже рангом награды у заслуженного работника транспорта РФ и человека, носящего почетное звание «Ветеран труда» за добросовестный многолетний труд, трудно даже сосчитать.
С 1975 года Петр Кацыв состоит в браке с Людмилой Ейликовной. Жена Петра Кацыва — заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук. Она долгие годы преподавала физику и работала директором лицея № 11 в Химках. Сейчас Людмила Ейликовна руководит ассоциацией «Лидеры образования Подмосковья».
Единственный сын супругов Денис — предприниматель. Он пошел по стопам отца и тоже окончил МАДИ.
Смотрите также:
- Что за программа подготовки кадрового резерва управленцев? →
- Политик и экономист Никита Исаев. Досье →
- Как стать министром? →