За последние 13 лет столица вышла на качественно другой уровень, превратившись в мегаполис номер один. В среду, 21 июня, мэру Москвы Сергею Собянину исполнилось 65 лет, и это хороший повод вспомнить, как сильно изменился город, достижения которого подтверждаются множеством авторитетных рейтингов.
Главный критерий, на который обычно опираются аналитические мировые компании при составлении рейтингов развития городов и стран, — качество жизни населения. По этому критерию Москва в рейтинге «Индекс городского процветания», составленном программой UN-Habitat ООН, занимает первое место среди других мировых агломераций. Верхняя строчка в топе уровня развития инфраструктуры тоже принадлежит столице России.
«Мы настолько привыкли пользоваться благами нашего города, что часто не отдаем себе отчет, какого уровня развития удалось достичь Москве за последние годы», — так после публикации отчета ООН столичный мэр прокомментировал достижение.
В порядке вещей
И с ним трудно не согласиться. Все, что сейчас воспринимается как должное, — новый комфортабельный брендированный городской транспорт вместо разномастных маршруток, свободные от «леса» рекламных плакатов, киосков и самостроя улицы, низкопольные трамваи, метропоезда и электрички, комплексная застройка кварталов, продуманные дорожные развязки, метро, дотянутое почти до области, а еще программы «Моя улица» и «Мой район», «Московское долголетие», городские фестивали, портал «Активный гражданин» и еще много чего — это и есть составляющие уровня жизни москвичей. Еще каких-то 10-15 лет назад ничего этого не было!
Когда в Москве объявили о программе реновации, эта новость воспринималась как нечто фантастическое, но сегодня переезд в новые дома из старых хрущевок стал нормой столичной жизни. А 10-балльные пробки и парковка в два ряда у обочины ушли в прошлое благодаря реконструкции существующих и строительству новых магистралей, введению платной парковки. Нестандартное же было решение, зато какое прогрессивное!
Такие же кардинальные изменения случились и в сфере здравоохранения. Взять хотя бы проект «Моя поликлиника», в рамках которого реконструируют и переоборудуют поликлиники города. Не выборочно, а все.
Инвестиции и инновации
Столица растет, хорошеет и развивается. Присоединение к историческим территориям части области сделало Москву в 2,5 раза больше и привлекло еще больше инвесторов. Здесь выгодно заниматься бизнесом и сюда выгодно вкладывать деньги. Город предоставляет предпринимателям множество преференций и льгот. Итог — в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Москва пятый год подряд уверенно забирает пальму первенства, обходит всех конкурентов.
А Московская особая экономическая зона (ОЭЗ) «Технополис Москва» — один из главных центров развития инновационного производства, занимает первое место в рейтинге 26 ОЭЗ и 100 индустриальных парков.
Стабильная экономика
Современная система общественного транспорта в Москве — одна из лучших в мире. Например, сравните карту метро 2010 года и нынешнюю — и вместо 182 станций вы увидите 258. Согласно исследованию McKinsey & Company, еще в 2021 году Москва заняла первое место по эффективности общественного транспорта, а международные эксперты сравнивали 25 городов мира.
Кстати, город выпускает собственные облигации, и в том числе за счет таких привлеченных средств развивает экологически чистый транспорт. Ценные бумаги расходятся очень быстро. Именно поэтому национальное рейтинговое агентство АКРА присвоило Москве наивысший кредитный рейтинг ААА(RU). А это говорит о развитой экономике города, высоких доходах жителей, низком уровне безработицы и стабильном бюджете.
В мегаполисе есть еще одно достижение, которое не входит ни в какие рейтинги, просто потому, что соперников у Москвы в этой сфере нет. Речь идет о регулярном речном электротранспорте. Движение по первому маршруту открылось во вторник, 20 июня, и для Москвы-реки это означает начало новой транспортной эры.
Умники и умницы
Столичная система образования ставится в пример остальным регионам не зря. Ребята из Москвы сохраняют свое первенство во всем мире по уровню читательской грамотности. Это доказывают результаты международного исследования качества чтения и понимания текста PIRLS, в котором участвовали более 400 тысяч учащихся из 13 тысяч школ 65 стран. А проект «Московская электронная школа» постепенно распространяют на всю страну, настолько успешным он оказался.
Приезжайте в гости
Москва сегодня — красивая, чистая, отреставрированная и очень нарядная. Город знаменит массовыми фестивалями и праздниками, народными гуляниями и особой уличной подсветкой, удобной навигацией и туристическими сервисами. Не зря в 2021 году столица России получила World Travel Awards как лучший город для изучения исторического наследия и самое интересное направление для коротких поездок.
Удаленно-электронно
А еще все знают сегодня, что такое «Мои документы» и сайт мэра mos.ru, многие задачи решаются удаленно, вообще без посещения кабинетов чиновников. И совершенно логично, что мегаполис четвертый год подряд возглавляет национальный рейтинг по качеству предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Как меняется город?
В интервью aif.ru главы департаментов и руководители направлений прокомментировали основные изменения.
— Программа реновации набрала хороший темп. Несмотря на все сложности 2022 года, мы не только не затормозили программу, но всячески ее ускоряем, ведь любое промедление ведет к удорожанию проектов, а задача города — дать возможность участникам программы, а это порядка миллиона человек, как можно быстрее улучшить жилищные условия.
— Люди стали больше пользоваться не личной машиной, а городским транспортом, такси. С введением выделенной полосы городской транспорт становится более востребованным. Как только вводим выделенную полосу, сразу же на 30% увеличивается скорость автобуса или электробуса, на 30-40% снижается аварийность на этом маршруте, и количество пассажиров сразу же растет на 15-20%. Здесь фиксируется огромный рост пассажиров.
Также у нас крупная программа строительства развязок, дорог, новых магистралей, которая помогла освободить часть загруженных мест, снизить количество заторов и аварий. Чтобы разобраться с проблемными магистралями, мы продолжаем работу над строительством новой инфраструктуры. Москва остается крупнейшим городом в Европе по количеству электрических машин. В городе сегодня 1100 электробусов.
— Составленный мной план по работе в городе исходил из задач, поставленных передо мной мэром Москвы Сергеем Собяниным. В принципе, он реализован. Мы создали дизайн-код города и прописали в нем вообще все детали: от того, какой должна быть массовая застройка, до того, на какой высоте и какого размера вешать вывеску на фасаде дома. Мы ввели стандарты, и так из хаоса и визуальной мешанины стал появляться опрятный город. Мы перестали строить массовую панель советского и постсоветского типа. Теперь продукция домостроительных комбинатов выглядит как архитектура. Уходят в прошлое типовые здания с жирными швами, несуразными подъездами, с остекленными на разные лады балконами, завешанные кондиционерами, с обшарпанной наружной панелью — город на 80% состоял из таких домов. Больше этого в Москве нет и не будет.
— Из года в год мы отмечаем положительную динамику состояния экологии в Москве. Стоит отметить улучшение условий дорожного движения, которое способствует уменьшению использования личного транспорта. В городе активно развивается общественный транспорт, в том числе такси и каршеринг. При этом все больше используется электрического транспорта. Сейчас в Москве курсируют больше тысячи электробусов, в 2023-2024 годах будет закуплено еще 1200. Благодаря принятым мерам за прошедшие 10 лет уровень выбросов загрязняющих веществ вблизи трасс снизился в 2,5 раза.