Город, которого нет. Как живут с надеждой на мир в разрушенной Попасной

Дмитрий Григорьев / АиФ

Город Попасная был одним из основных очагов сопротивления ВСУ летом 2022 года. Когда его с тяжелыми боями взяли российские войска, у местных жителей оставалась надежда на скорое восстановление и мирную жизнь. Спустя пару лет ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Корреспондент aif.ru побывал в закрытом от посторонних глаз городе и увидел, как живут оставшиеся здесь мирные жители.

   
   

«Многие не выдерживают...»

«В городе где-то 280 человек живет. Умирают очень часто. Многие не выдерживают и даже с жизнью кончают. Недавно у нас мужчина повесился. Жил один на отшибе. Никому не нужен был. У всех свои дела и проблемы. Вот, видимо, и решил поставить точку», — с тоской в голосе рассказывает мне Ольга. 

Она живет в Попасной с самого рождения и признается, что никогда не уезжала из города далеко и надолго. Здесь же летом 2022 года пережидала боевые действия и осталась после в надежде на скорый мир и восстановление родного города. Но воз и ныне там. Попасная по-прежнему остается опасным местом, куда долетают украинские снаряды и ракеты.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Пытаемся на огороде работать. У мужа тут неподалеку остался дом и участок, но не всегда получается туда попасть. Сегодня вот не пустили военные. Говорят, что опасно. Упало что-то тяжелое, и есть риск повторного обстрела. Впрочем, долетает и до нас. В декабре муж чудом не погиб, когда прилетело прямо в соседскую квартиру. Мы на улице были, топили буржуйку. А там у нас мышеловка стоит. Он хотел пойти проверить, и тут прилет. Погиб бы сто процентов», — говорит Ольга.

Они с мужем ютятся в чудом уцелевшей квартире, доставшейся Ольге от ее родителей. Квартира, где они жили до боевых действий, выгорела полностью. Соседний подъезд в их сегодняшнем жилище полностью обвалился. Отчетливо видны стены квартир и остатки чужого добра, что вместе с обломками бетонных плит большой кучей вывалились на улицу.

«Раньше хорошо было в Попасной. Был у нас большой вагоноремонтный завод. Таких всего два было в Союзе. Стекольный завод был, пищекомбинат, локомотивное депо. Больше половина города на заводе работала. Получали неплохо. Люди добро годами наживали, а потеряли все в один момент. А что тут сделаешь?» — тихо и без какой-то злобы в голосе говорит Ольга.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Такой мясорубки в “Афгане” не было»

Видно, что, несмотря на ужасные условия — отсутствие воды и электричества — она, как настоящая женщина, старается ухаживать за собой. Супруг Ольги служил в Афганистане, но признается, что такой мясорубки, которая происходит сейчас в зоне специальной военной операции, на той войне не видел.

   
   

Основная поддержка, за счет которой выживают оставшиеся в Попасной жители — гуманитарная помощь от военнослужащих. Хотя это сложно назвать «гуманитаркой». Просто что мирные, что военные селятся рядом. И военные всячески поддерживают людей, решивших остаться в городе. 

«Мы только за счет военных и выживаем. Они нам и еды, и воды дают. Плюс есть запасы с огорода, что в прошлом году собрали. Пенсий мы с мужем не получаем. Не дожили еще до пенсионного возраста. Он как ветеран Афганистана должен получать, но для этого нужно кучу справок собрать. Ехать куда-то в Таджикистан, в воинскую часть. А как мы куда-то поедем? У нас ни денег, ни транспорта», — сокрушается Ольга.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Зато мы граждане России теперь. Присягу приняли», — улыбается вдруг взявшийся из неоткуда, пожилой мужичок с густой бородой и живыми веселыми глазами. Нам он представляется Виталием Ивановичем и говорит, что живет здесь же. Вместе с Ольгой и ее мужем, а также двумя собаками. 

Надежда на мир

«Это наш пес — Дружок, — представляет уже седого с мудрыми глазами пса Виталий Иванович. — Он с самого детства у нас живет. Кстати, вместе с супругой. Больше десяти лет они вместе. Она дочка нашей дворовой овчарки. Ее давно уже отравили нехорошие люди».

«Супруга» Дружка прилегла на траве неподалеку. Рядом с ней примостились несколько кошек. Это питомцы Ольги и ее супруга плюс еще парочка приблудных котов. Виталий Иванович быстро отвлекается от созерцания животинки, и переходит к делам насущным — пенсии. «Я получаю пенсию 10 тыс. руб. И это несмотря на 38 лет стажа только конструктором на заводе. Общий же мой стаж 48 лет. Многие столько и не живут, а я проработал и бои в городе пережил. На десять тысяч прожить сложно. Надеюсь, со временем пересчитают мне это дело», — рассуждает Виталий Иванович.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

Летом 2022 года, когда бои за Попасную еще только отгремели, мы с коллегами бывали в городе. Тогда он еще не был закрыт для посторонних. Здесь же в доме вместе с Ольгой и Виталием Ивановичем проживала пенсионерка Валентина Григорьевна. Ухаживала за лежачим мужем и надеялась, что в скором времени Попасную начнут восстанавливать. Мы тогда привозили ей газовый баллон, чтобы она могла разогревать еду, не спускаясь, каждый раз на улицу. Дня, когда Попасную начнут восстанавливать, Валентина Григорьевна не дождалась. Повезла супруга к дочери в Киев через Москву, но по пути он скончался.

«Не хотел ее муж никогда уезжать. Так и говорил, что хочет, чтобы в Попасной его похоронили», — подмечает Ольга, поглаживая пса, улегшегося у ее ног.

Виталий Иванович и Ольга не унывают. Надежда, что Попасную начнут восстанавливать — единственное, чем живут люди, раскиданные по небольшим очагам жизни по всему городу. Очагами, куда словно мотыльки на свет, слетается все живое.

Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев

«Надоела уже эта война. С 2014 года вся эта песня. Уже и не верится, что когда-то будет тишина и покой. Хотя обещали, что вроде собираются Попасную восстанавливать. Станция ведь здесь узловая», — задумчиво говорит Ольга.