Гордость и предупреждение. Историк рассказал о пути России к суверенитету

Александр Мясников. © / Из личного архивa

День России — праздник сравнительно молодой. О его значении, переоценке красных дат календаря и метаморфозах нашего недавнего прошлого «АиФ» поговорил с писателем, историком, главным редактором проекта «Россия — моя история» Александром Мясниковым.

   
   

«Медвежье» царство

Виталий Цепляев, aif.ru: Александр Леонидович, в каком-то смысле День России, наверное, можно назвать днём рождения нашей страны — в её нынешней форме. Нужная дата, правильная?

Александр Мясников: Несомненно. Когда в этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, многие на эту тему, конечно, иронизировали. Мол, о какой независимости России можно говорить, от кого — от Советского Союза, что ли, основой которого она и была? А всё очень просто. Вспомним историю. В 1547 году Иван Грозный объявил наше государство Русским царством. Европейцев это привело в шок. Царь — это же от слова «цезарь». Какой цезарь может быть в «дикой» стране, где «медведи по улицам ходят»?! Тем не менее Русское царство было создано и просуществовало до 1721 года, когда Пётр I поднял его на ещё более высокую ступень, провозгласив империей. Он понимал, что в мире, по большому счёту, есть только два типа государств — метрополии и колонии. И подчеркнул, что Россия — не колония и никогда ею не будет.

— Но вы же сами утверждаете, что в 1990-е Россия как раз и была колонией, когда «легла» под американцев.

— Увы, да. Это стало следствием распада СССР. Но бомба под Советский Союз была заложена уже при его основании, в 1922 году. Всем республикам в его составе разрешили иметь свои компартии, свои академии наук и т. д. Всем, кроме Российской Федерации! Украинская и Белорусская ССР были отдельно представлены — наряду с СССР — в ООН. А РСФСР — нет. Россия была основной частью Союза, но при этом самой ущемлённой. И когда в 1990 году союзный центр в результате горбачёвских реформ резко ослаб, руководство России решило этот перекос исправить и вернуть ей суверенитет. Суверенитет — это действительно очень важно. Это значит, что страна сама решает все главные вопросы, в том числе вопросы войны и мира. Сама определяет свою внешнюю и внутреннюю политику.

В 2002-м у России было всего 300 тонн золота. А по итогам 2023-го — уже 2300 тонн. Раньше мы покупали зерно, а теперь его продаём. Вот это и есть независимость.

Парадокс в том, что фактической самостоятельностью тогдашняя российская элита не обладала. Да, она провозгласила суверенитет. Но при этом была полностью подотчётна Штатам, зависима от них. Сегодня мы говорим, что в Киеве всем заправляют американцы, ругаем Украину за это. Но у нас тогда было то же самое! Во всех магазинах, на всех товарах писали две цены — в рублях и долларах, которые иногда стыдливо называли «у. е.», условными единицами. Американцы кормили нас якобы гуманитарными «ножками Буша» и при этом за копейки скупали заводы. И слава богу, что мы из этой колониальной ситуации выбрались.

Неслучайно нынешнее название праздника — День России — появилось в 2002 году. Когда уже стало понятно, что хаос 1990-х позади, страна теперь будет другая — сохраняющая преемственность и с Русским царством Ивана Грозного, и с Российской империей Петра Великого. Независимая, уверенная в себе. И, что немаловажно, экономически сильная. Я напомню, что в 2002-м у России было всего 300 тонн золота. А по итогам 2023-го — уже 2300 тонн. Раньше мы покупали зерно, а теперь его продаём. Вот это и есть независимость.

   
   

Больше Дней Победы

— Праздник 1 Мая, который в СССР отмечался очень широко, для многих превратился в «день шашлыков», лозунг «Мир! Труд! Май!» вышел из обихода. Такая переоценка красных дат неизбежна? Одни праздники «теряют в весе», другие, наоборот, его резко приобретают — как 9 Мая?

— Да, это абсолютно нормально. Люди сами решают, что и как им праздновать. Правда, тот же Пётр I приказал все государственные праздники отмечать на улицах — устраивать гулянья, балаганы и пр. И был прав — без массовости, пусть даже искусственной поначалу, ни один праздник в народе не приживётся.

На сегодня у России 8 государственных праздников. Достаточно ли этого? Я, например, ратую за то, чтобы у нас появился ещё один День Победы — над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года.

История действительно всё перемалывает. Но проблема в том, что мы многие вещи не доводим до конца. Вопрос с Мавзолеем и телом Ленина можно было решить и в начале 1990-х, и раньше.

— Это будет привет Макрону, пригрозившему отправить французских военных на Украину?

— Если Макрон сочтёт это неким предупреждением, пускай. Но в России такая дата уже праздновалась много лет, вплоть до 1917 года — каждое 25 декабря по старому стилю. Кстати, до революции у нас вообще было гораздо больше красных дней в календаре. Конечно, это были в основном православные праздники. Но не только. Отмечали, например, день рождения императора, день его тезоименитства, день восшествия на престол... Своеобразные праздники были и в молодой Советской России — вроде Дня Красного подарка.

Между прочим, и второй День Победы в СССР тоже был — День победы над Японией отмечали 3 сентября в 1945–1946 годах. С этим, кстати, связана одна потрясающая история о том, как Сталин примирил белых и красных. По случаю победы над японцами советские генералы хотели провести парад в Порт-Артуре. Но вождь предложил другое место — Харбин. Это был крупный центр эмиграции белогвардейцев в 1920‑е годы. И когда они увидели приехавших красноармейцев, в форме, с погонами на плечах (этот знак отличия в армии отменили в 1917-м и вернули только в 1943-м), они направили делегацию к генералу, который отвечал за парад, и попросили разрешения тоже пройти в колонне. В итоге белая рота прошла вместе с красными. Вспоминать об этом в СССР не очень любили, но факт из истории не выкинешь.

Мы оставили засилье советских названий в топонимике. Это действительно смешно, когда храм Вознесения Господня стоит на проспекте Ленина или Урицкого.
Главный вопрос

— В результате бурных событий конца XX века у нас возникла причудливая смесь из советских и постсоветских символов. Мы восстановили разрушенный большевиками храм Христа Спасителя в Москве, но оставили мумию вождя большевиков на Красной площади. Памятник Ленину по-прежнему стоит рядом с православной святыней, Троице-Сергиевой лаврой — на проспекте Красной армии в Сергиевом Посаде. Белые и красные в мировосприятии россиян благополучно «побратались». Так и должно быть, история всё перемалывает, всех примиряет?

— История действительно всё перемалывает. Но проблема в том, что мы многие вещи не доводим до конца. Вопрос с Мавзолеем и телом Ленина можно было решить и в начале 1990-х, и раньше. 7 марта 1953 года, спустя два дня после смерти Сталина, Маленков объявил конкурс на создание советского пантеона на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах. На своей выставке мы показывали конкурсные чертежи этого пантеона, совершенно потрясающие. Предполагалось, что в нём будут захоронены и Сталин, и Ленин, и все те, чей прах замурован в Кремлёвской стене. Но идея не была реализована... Позже мы оставили засилье советских названий в топонимике. Это действительно смешно, когда храм Вознесения Господня стоит на проспекте Ленина или Урицкого. Я не призываю сносить все памятники Ленину и другим деятелям революции. Можно просто перенести их в другое место, в свой «пантеон». Сам Ленин, кстати, был против того, чтобы из него делали идола.