Фонтан против Дзержинского. Кто решил одолеть Железного Феликса?

Памятник Ф. Э. Дзержинскому в парке искусств «Музеон» в Москве. © / Михаил Воскресенский / РИА Новости

Тема возможного возвращения памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в центре столицы получила новый поворот. Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, судя по всему, решил подменить монумент фонтаном.

   
   

«А нужна ли такая „вертикаль“»

Венедиктов, также являющийся заместителем председателя Общественной палаты Москвы, заявил, что вопрос о необходимости возвращения памятника будет рассмотрен на комиссии Общественной палаты 16 февраля.

«Во вторник собираю, в том числе и по этому вопросу, комиссию Общественной палаты нашей, потому что это все-таки центр Москвы. Мы пригласили туда главного архитектора Москвы, руководителя комиссии по монументальному искусству поговорить, а нужна ли такая „вертикаль“, доминанта на площади. Для меня очевидно, что нужна, но хочется послушать и затем направить свое заключение в мэрию», — заявил Алексей Венедиктов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

Памятник работы скульптора Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова на площади Дзержинского, ныне Лубянской площади, был установлен в декабре 1958 года. 22 августа 1991 года статую стащили с монумента люди, считавшие себя «победителями ГКЧП».

Шедевр на задворках

В декабре 2020 года организация «Офицеры России» направила обращение генпрокурору РФ Игорю Краснову с просьбой дать оценку переносу в 1991 году памятника Феликсу Дзержинскому с Лубянской площади в Москве и принять меры для возвращения монумента обратно.

Авторы обращения указали на то, что, согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327, монумент работы Евгения Вучетича поставлен на государственную охрану в качестве «памятника искусства, подлежащего охране как памятник государственного значения». Действия людей, сносивших монумент, включая тогдашнего градоначальника Гавриила Попова, в этой связи могут рассматриваться как уголовно наказуемое деяние.

Статус памятника, который в настоящее время находится в парке «Музеон», был задним числом понижен. 5 мая 1997 года указом президента РФ Бориса Ельцина памятник Дзержинскому был исключен из числа памятников истории и культуры федерального значения и рекомендован к отнесению к категории памятников местного значения. 11 ноября 1997 года постановлением правительства города Москвы ему был присвоен статус памятника истории местного значения.

   
   

23 января 2007 года постановлением правительства г. Москвы памятнику присвоен статус памятника культурного наследия регионального значения.

При этом даже у противников возвращения скульптуры не поворачивается язык оспаривать ее художественную ценность: работа Героя Социалистического Труда, народного художника СССР, лауреата пяти Сталинских и одной Ленинской премии Евгения Вучетича, автора монументов «Воин-освободитель» в Берлине и «Родина-мать зовет» в Сталинграде, является несомненным шедевром.

Не все исторические деятели одинаково равны

Собственно говоря, возвращение статуи зависит исключительно от политической воли, потому что большинство населения нашей страны против Дзержинского никогда не выступало. Опрос ВЦИОМ 2013 года на эту тему свидетельствовал: за восстановление монумента выступают 46 процентов опрошенных, против — всего четверть.

«Ельцин-центру» с монументом в честь первого президента России о такой народной поддержке остается только мечтать.

Неделю назад с призывом вернуть памятник Дзержинскому на его законное место выступили российские деятели культуры, публицисты и блогеры. В их обращении говорится: «С момента своей установки в далеком 1958 году в центре архитектурного ансамбля Лубянки работа гениального монументалиста Евгения Вучетича и архитектора Григория Захарова успела стать безусловной частью исторического и культурного ландшафта нашей столицы. Более того, именно в составе архитектурного ансамбля Лубянской площади — одной из своеобразных „визитных карточек“ исторического центра Москвы, на месте которой, на наш взгляд, зияет сейчас совершенно неправильная и ничем не заполняемая пустота. Как реальный исторический, политический и государственный деятель Феликс Дзержинский до сих пор, по крайней мере, для части нашего общества, безусловно, продолжает оставаться, что называется, спорной фигурой. Но так уж случилось, что памятник ему работы Вучетича и Захарова как памятник трагической и великой эпохи революций и потрясений абсолютно бесспорен».

Обращение подписали Захар Прилепин, Дмитрий Пучков, Александр Проханов, Семен Пегов, Дмитрий Лекух, Анна Погонина, Дмитрий Стешин, Пётр Лидов, Герман Садулаев, Сергей Колясников и другие.

«Может быть, там построить теперь автозаправку»

На первый взгляд Венедиктов, говоря о «доминанте» на площади, тоже выступает за возвращение памятника. Но в действительности это не совсем так.

В эфире «Эха Москвы» он заявил: «Первый вопрос исключительно архитектурный, но он очень интересный, потому что все архитекторы говорят о том, что там нужна доминанта, вертикаль. Площадь так и строилась. И раньше в виде такой доминанты был фонтан, который сохранился, — фонтан архитектора Витали. Он сейчас стоит в Нескучном саду, не работает. Из него поили лошадей в центре Москвы. Может быть, там построить теперь автозаправку, я не знаю, вертикальную красивую».

То есть, по мнению главного редактора «Эха Москвы», что государственный деятель, что автозаправка, — большой разницы нет.

Далее Венедиктов сравнивает Дзержинского с деятелем Великой Французской революции Максимилианом Робеспьером: «Робеспьер — вот ровно Дзержинский с этой точки зрения. Люди просто переименовывали улицы, потому что считали его кровавым деспотом, тираном и отцом... ну не отцом гильотины, а отцом Красного террора».

И далее главный редактор «Эха Москвы» высказывает свое мнение: «Была бы моя воля, я бы либо фонтан поставил, либо украл бы в Петербурге Александрийской столп и поставил там. Ну, смысл: Триумфальная арка, Александрийский столп. Доминанта».

Глас народа не устраивает?

Решать вопрос господин Венедиктов предлагает на уровне депутатов муниципальных советов: «В Москве 123 муниципальных совета. И, предположим, вносится какое-то предложение. Если принимается первое решение, что нужна доминанта, то тогда вносится, предположим, это предложение в муниципальные советы, и какая доминанта там — фонтан, памятник тому, памятник сему, памятник Дзержинскому, — и все 123 направляют в Общественную палату Москвы предложения. Мы это всё агрегируем и затем выносим мэру какое-то решение». При этом глава «Эха Москвы» не одобряет идею проведения референдума по этому вопросу: дескать, тогда придется решать таким образом вопрос с каждым памятником.

Между тем опыт подсказывает, что всенародное голосование может принести результат, отличный от того, который хотели бы получить те, кому не нравится Дзержинский, но нравится фонтан.

В 2015 году большинство участников опроса о переименовании станции метро «Войковская» проголосовали за сохранение нынешнего названия, несмотря на обвинение революционера и советского партийного деятеля Петра Войкова в его причастности к убийству семьи последнего русского императора Николая II.

В 2017 году жители города Тутаева Ярославской области подавляющим большинством голосов отказались от возвращения названия «Романов-Борисоглебск». А ведь инициатива эта доходила до самой Государственной думы, где большинство высказалось в ее поддержку. Но вот сами горожане сочли, что им неплохо живется и с именем погибшего красноармейца.

Вот и с Дзержинским может получиться не так, как хотят сделать те, кто не против довести вопрос до абсурда.

Дзержинский в истории останется. Те, кто пытается кусать его, — вряд ли

Напомним еще раз: в 1991 году демонтаж монумента проходил без учета мнения народа и с нарушением закона. Решала вопрос улюлюкающая и беснующаяся толпа. А это крайне сомнительный способ принятия исторических решений.

Когда заходит речь об обвинениях в адрес Феликса Дзержинского, то ничего конкретного, кроме голословных тезисов об «отце Красного террора», не звучит. В отличие от его заслуг, среди которых — и создание новых органов правопорядка и госбезопасности, решение проблемы беспризорности, восстановление народного хозяйства страны, борьба с бюрократией и коррупцией.

Как раз-таки отсутствие реальных доводов против товарища Дзержинского сейчас и пытаются заменить фонтаном и бензоколонкой.

Противники Железного Феликса перешли в своеобразную контратаку. Феликсу Эдмундовичу не привыкать. Но исторический спор давно решен в его пользу: Дзержинский останется навсегда в отличие от тех, кто сегодня путается его покусать.