Кандидат в президенты России от «Гражданской инициативы» Ксения Собчак накануне выборов объявила о «создании новой партии» вместе с бывшим депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым. Фактически происходит ребрендинг «Гражданской инициативы»: теперь она будет называться «Партией перемен». 15 марта нынешний лидер партии Андрей Нечаев подтвердил готовность передать руководство организацией Собчак и Гудкову.
Глеб Иванов, АиФ.ru: — Означает ли создание новой партии, что Ксения Собчак вошла во вкус и решила остаться в политике и после выборов?
Алексей Макаркин: — Давайте подождём и посмотрим, что будет после выборов. На сегодняшний момент это сигнал избирателям о том, что она хочет остаться в политике, что она хочет заниматься партией после окончания избирательной кампании. Ей надо ударно и ярко завершить избирательную кампанию, вот она и посылает несколько знаковых сигналов для своей аудитории. Это и открытие мемориальной доски Борису Немцову, и ребрендинг «Гражданской инициативы».
Но заявить о начале работы над партией и действительно работать над ней — это разные вещи. Второе значительно сложнее. Партия — это прежде всего региональные активисты. Регионы хотят поддержки, хотят решать проблемы, там происходит масса конфликтов. Из столицы эти конфликты могут выглядеть мелкими и незначительными, но в регионах их считают важными. В свое время была зарегистрирована партия Михаила Прохорова «Гражданская платформа», но через какое-то время выяснилось, что ее результаты оказались немного не такими, как ожидалось. Регионы просили финансирование, из Москвы от них просили результаты, и в конце концов Прохоров из партии ушел. Что получится у Собчак, посмотрим.
— В чем выгода союза Собчак с Гудковым для них обоих? Кто больше выигрывает от этого альянса?
— Это прагматичный альянс. Гудков хочет избираться в мэры Москвы. Для этого ему надо пройти муниципальный фильтр. Здесь он сталкивается с двумя проблемами. У него нет для этого депутатов, которые собрали бы достаточно подписей для его выдвижения. Кроме того, партия «Яблоко» не хочет его поддерживать и собирается выдвигать своего кандидата на выборах мэра, что создает для него дополнительную конкуренцию. Собчак в этой ситуации дает Гудкову некоторую опору. Новых депутатов она, конечно, ему не принесет, но у нее есть связи с людьми во власти, ей много чего удается. Она и на телевидении получила много времени на свою раскрутку, и мемориальную доску Немцову установила. Ни у кого из оппозиции это не получалось, а у нее получилось. Т. е. Собчак за счет своего имени, за счет своих контактов с власть имущими может сделать существенно больше, чем другие оппозиционные политики. Возможно, она поможет и своему новому союзнику пройти муниципальный фильтр.
Что касается Собчак, то ей Гудков дает легитимность в глазах её же электората. У Гудкова хорошая репутация среди либеральной публики. Он занял второе место в своем избирательном округе на выборах в Госдуму, ему не хватило буквально несколько сотен голосов. У него есть статус: он был депутатом Госдумы. У него есть ораторские способности и опыт политической работы. Гудкова воспринимают как молодого либерального политика с перспективой.
Теперь задача для них обоих — работа с либеральным электоратом, причем не во вред друг другу. Объединившись, они не будут отбирать друг у друга голоса, как это зачастую происходит у нашей оппозиции.
— Собчак во время президентской кампании критиковала губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко, говорила, что городу нужен «молодой и просвещенный» градоначальник. Можно ли считать это претензией на кресло питерского губернатора и каковы в таком случае ее шансы?
— Я не думаю, что это реальная заявка на пост губернатора Санкт-Петербурга. Шансов избраться у неё не очень много, потому что это будет чисто протестное голосование. Она вряд ли сможет объединить вокруг себя всех либерально настроенных жителей города, как не сможет это сделать и Гудков в Москве. Скорее всего, как и в столице, «Яблоко» будет выставлять своего кандидата на пост питерского губернатора. И далеко не факт, что в пользу Собчак сработает её фамилия и то, что когда-то этим городом уже руководил её отец.
Главная проблема Ксении Анатольевны заключается в том, что из-за её имиджа и биографии к ней пока не очень серьезно относятся избиратели. Они не совсем понимают, что ей надо в политике, какие у неё цели. Поэтому Собчак сейчас демонстрирует, что она не уйдет из политики на следующее утро после выборов 18 марта. Ей надо показать, что политика для неё — это всерьез и надолго. Для этого она и начинает работу над партией, объединяется с Гудковым и намекает на свои губернаторские амбиции.