Есть ли жизнь после отставки? Чем занимаются бывшие губернаторы

Золото и банки

Те, кто покинул пост без скандала, могут продолжить карьеру как на госслужбе, так и в бизнесе. Например, Сергей Дарькин, экс-губернатор Приморья (2001-2012), после отставки был назначен замминистра регионального развития. С госслужбы ушёл после упразднения министер­ства в 2014 г. Дарькин начинал как предприниматель: с начала 90-х занимался добычей, переработкой и перевозкой рыбы и морепродуктов, лизингом судов и оборудования. К началу губернаторства у него было 15 компаний - в частности, по экспорту леса, магазины, гостиницы и др. После отставки Дарькина снова потянуло на старое - с 2015 г. он президент ПАО «Тихоокеанская инвестиционная группа». Сейчас, по его словам, формируются три фонда на 1,4 млрд долл. для инвестиций в Дальний Восток - от розлива воды до разработки месторождений золота. 

   
   

Ещё один отставник - экс-губернатор Тамбовской обл. Олег Бетин (1999-2015) - ушёл в замминистры строительства и ЖКХ РФ. В ноябре 2016 г. он перешёл в банк «Российский капитал» старшим вице-президентом. Экс-губернатор Курганской обл. Олег Богомолов (1997-2014) - советник председателя правления Россельхозбанка. Экс-глава Мурманской обл. Юрий Евдокимов (1996-2009) сначала руководил петербургским филиалом кинокомпании «Всемирные русские студии» (RWS), а ныне работает вице-президентом инвестиционной компании, специализирующейся на строительстве медицинских объектов и поставках оборудования для них. 

Экс-губернатор Самарской обл. Владимир Артяков ­(2007-2012) после отставки сначала стал замом главы «Ростехнологий», в 2013-м взялся рулить советами директоров сразу нескольких компаний - Объединённой двигателестроительной корпорации, ОПК «Оборонпром», ОАО «Вертолёты России», концерна «Созвездие», - а в 2014-м стал 1-м замом гендиректора «Ростеха». Экс-губернатор Саратов­ской обл. Павел Ипатов (2005-2012) трудится в АО «Концерн Росэнергоатом» - и тоже замом генерального.

Ушли в фермеры

А вот бывший тверской губернатор Дмитрий Зеленин ­(2003-2011) подался в фермеры. Став в 2011 г. единоличным владельцем «Саначино Агро» в Тверской обл., он взял 200 га земли и стал выращивать картофель. Постепенно площади превысили 1000 га, семейная фирма Зелениных стала поставлять картошку в крупнейшие супермаркеты страны. Но потом, похоже, дела пошли хуже, и в капитале агрохолдинга экс-губернатор оставил себе только 0,62%. Зато ему, по данным Kartoteka.ru, принадлежит компания «Дебаркадер» (лизинг легкового транспорта). Зеленин владеет долями в двух тверских ресторанах.

Ещё один фермер получился из бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова (1992-2010). В 2012 г. он запустил в Калининграде агробизнес - это 5500 га земли, овцы, коровы, гречка и непременные пчёлы. Совокупные вложения в проект, по признанию экс-мэра, достигли уже 7 млн долл. На Москов­ском рынке в Калининграде у него своя торговая точка. Овечья ферма Лужкова (2000 овец романовской породы) готовится получить статус племенного репродуктора. Ещё экс-мэр держит 2000 лошадей. А теперь обещает поставить в калинин­градские магазины первые сыры соб­ственного производства.

Заграница им поможет

Многие отставники продолжают карьеру в законодательной власти. Через Госдуму и Совфед прошёл не один десяток бывших губернаторов. Сегодня в креслах с­енаторов 14 прежних глав регионов. Но некоторые оказываются на политической обочине. 

Михаил Юревич, владелец макаронного бизнеса и экс-губернатор Челябинской обл. (2010-2014), получил в 2014-м мандат депутата ГД, но переизбраться в сентябре 2016 г. не смог. Официально сейчас он находится в Израиле «на лечении», из-за чего не может дать показания в суде по делу экс-сенатора К. Цыбко. Правда, злые языки утверждают, что из Израиля, где у него возникли проблемы с получением гражданства, Юревич переехал в Лондон - надеется получить вид на жительство. И, видимо, во­время - на прошлой неделе СКР возбудил в отношении него дело о получении взятки. 

   
   

Олег Чиркунов оставил губернаторское кресло в Пермском крае (2005-2012) по собственному желанию. Для души преподавал в Высшей школе экономики, занимался бизнесом (владеет сетью супермаркетов) и путешествовал. В январе 2014 г. объявил, что жить лучше во Франции. Может себе позволить - эксперты оценивали состояние Чиркунова в диапазоне от 250 млн до 3 млрд долл.

Анатолия Бровко уволили с поста волгоградского губернатора (2010-2012) также по собственному желанию. В том же 2012 г. он пере­ехал с семьёй на ПМЖ в Черногорию. Активно путешествует по миру. Говорят, его страсть - останавливаться в дорогих отелях. Ещё один экс-глава Волго­градской обл., Сергей Боженов (2012-2014), известный закупками парка элитных машин, тоже предпочитает заграничный климат. После отставки он буквально исчез - однопартийцы не могли найти его не только в Волгограде, но и в РФ. Пока искали, обнаружились фирмы, зарегистрированные им в Латвии. По сообщениям СМИ, сейчас Боженов живёт в ОАЭ, но периодически по­здравляет земляков с праздниками. 

Во все тяжкие

Сразу несколько бывших губернаторов оказались «трудоустроены» благодаря МВД и ФСИН (см. инфо­графику). Андрей Нелидов, когда возглавлял Республику Карелия (2010-2012), в криминальных замашках замечен не был. Но после отставки он стал директором музея-заповедника «Кижи» и 24 сентября 2015 г. был задержан по подозрению в получении взятки (5,5 млн руб.) от предпринимателей за право торговать на территории заповедника. С тех пор сидит в СИЗО в Петрозаводске.

Илья Михальчук, экс-губернатор Архангельской обл. (2008-2012), до недавнего времени руководил «Восточно-Сибирской строительной компанией». В конце февраля депутат ГД Андрей Палкин на пресс-конференции обвинил Михальчука в коррупции: мол, тот требовал откаты при финансировании программы строительства социального жилья - «пятьсот с метра» (очевидно, речь шла не о рублях).

Читайте также: Мэры на нарах. Судимость стала привычным риском для чиновников

 

Не вписались?

Экс-губернатор Курской обл. (1996-2000) Александр Руцкой с 2000 г. не работает на государ­ство. Несколько лет он руководил компанией, которая построила завод в Воронежской обл., но как-то не очень удачно. Летом 2014 г. Руцкой пытался снова избраться курским губернатором, но не прошёл муниципальный фильтр. В 2016 г. баллотировался в ГД - опять мимо. Сейчас Руцкой - соучредитель (49%) и глава совета директоров АО «Инновация», которое занимается «воспроизводством рыбы и водных биоресурсов». 

Дмитрий Аяцков (1996-2005) после отставки с поста главы Саратовской обл. тоже многое перепробовал. Был назначен послом РФ в Белоруссии, но после неосто­рожного высказывания в адрес Лукашенко назначение отменили. Устроился помощником в Администрацию Президента РФ, готовил материалы для госсоветов, но и там не задержался. В ­2011-м стал директором Поволжского института управления им. Столыпина - через пару лет подал в отставку. Недавно Аяцков стал президентом технического университета (СГТУ). 

У экс-губернатора Амур­ской обл. Леонида Короткова ­(2001-2007) ещё более богатая биография: в 28 лет - сенатор, в 30 - д­епутат Госдумы, в 36 - губернатор. Но с должности его сняли «в связи с утратой доверия президента» после возбуждения дела о превышении полномочий. После отставки в 2007 г. стал рядовым учителем в благовещенской частной школе. Чуть позже его пригласили на работу в Амур­ский университет. В 2011 г. Коротков был полностью оправдан. «Я пока в творческом отпуске», - уклончиво говорит он о себе журналистам. Но чует сердце - не пропадёт.