Слухи о том, что Ксения Собчак, дочь покойного Анатолия Собчака, бывшего мэра Санкт-Петербурга и друга Владимира Путина, будет участвовать в грядущих президентских выборах, ходили давно. Однако подтвердились они только вчера, 18 октября, когда журналистка, получившая известность как ведущая реалити-шоу «Дом-2», сообщила о выдвижении своей кандидатуры.
Руслан Давлетшин, АиФ.ru: Какие у Ксении Собчак шансы и насколько теперь поменяется дизайн всей кампании?
Константин Калачёв: Шансы у неё — уронить явку. Я неделю назад проводил фокус-группы, задавал вопросы о возможном участии Собчак в выборах. Реакция у респондентов разная: от недоумения до негодования. А вот сочувствия и поддержки эта идея не нашла ни у одного из участников трех фокус-групп.
Думаю, что для либерального электората, который считает проект Собчак «прокремлевским», он интересен не будет. Сумеет ли она массово привлечь на выборы молодёжь? Сомневаюсь: количество подписчиков в Instagram ещё не говорит о том, что все эти люди пойдут за вас голосовать.
На мой взгляд, если участие Собчак в этих выборах к чему и приведёт, то к падению явки, потому что многие простые люди воспримут выборы как балаган. Могу поделиться личным опытом. В 1995 году я возглавлял на выборах в Госдуму список «Партии любителей пива». Она тогда тоже шла с лозунгом «против всех». Мы набрали всего около 0,6 процента голосов. А пиво, на мой взгляд, лучше, чем Собчак.
— А сколько голосов наберёт Ксения Собчак? Какой у неё потолок возможностей?
— Я думаю, что потолок у неё такой же, как у Андрея Богданова (лидера российских масонов, — Ред.) на выборах 2008 года: около 1 процента. Но при этом часть избирателей может вообще не прийти на выборы. Впрочем, если Собчак будет активно эксплуатировать тему женского равноправия, голоса если не феминисток, то женщин, сочувствующих феминизму, которые в другой ситуации проголосовали бы за Владимира Путина, могут достаться именно ей.
— Гипотетически — да. Конечно, повторюсь, есть ещё сторонники феминизма, которые в социальных сетях сейчас пишут: «Что же вы так на девушку накинулись? Женщина имеет право участвовать в выборах...» Это те, кто хотел бы увидеть на выборах представительницу прекрасного пола, заявляющую о женском равноправии. Но не факт, что даже те, кто её так активно защищает сегодня в соцсетях, говоря о её праве на выдвижение, потом действительно пойдут и проголосуют за неё.
— А как участие в выборах Собчак скажется на результатах других кандидатов?
— Не думаю, что Собчак будет кому-то наступать на пятки. Есть предположение, что она будет работать в электоральной нише Явлинского, но это вряд ли: у него свой избиратель. Те, кто мог бы проголосовать за Алексея Навального, будь оппозиционер допущен к выборам, за Собчак также не проголосуют. Повторюсь, отнять голоса она может только у одного человека: у Владимира Владимировича Путина. У Жириновского, у Зюганова — свои довольно устойчивые клубы сторонников и поклонников, «ядерный электорат», который Собчак на свою сторону не перетянет. Возможно, проект Собчак имеет целью привлечь внимание к выборам президента как к таковым. Но боюсь, что в результате получится скорее антиреклама выборов, чем реклама.
— По-вашему, это была инициатива самой Собчак? Или её попросили?
— Я думаю, что идея изначально была не её, но Собчак явно ей загорелась. В Фейсбуке читал сейчас, что якобы автор идеи — нынешний владелец газеты «Ведомости»... В любом случае Собчак за неё ухватилась. Потому что Ксения в любом случае не будет в проигрыше и в дальнейшем как бывший кандидат в президенты, на корпоративах сможет брать тройную плату.
Но интересно, как она будет объяснять людям, каким образом она собрала подписи, где нашла деньги на кампанию и т. д. Потому что для сбора сотен тысяч подписей в поддержку выдвижения кандидатуры на пост главы государства нужны региональные структуры. У Собчак таких структур, очевидно, нет.