Издание New York Times впервые опубликовала в полном объеме проект российско-украинского договора от апреля 2022 года. Он подтверждает все то, о чем неоднократно говорил президент России Владимир Путин.
Украина становится нейтральным государством
Гарантами безопасности нейтральной Украины должны были стать постоянные члены Совбеза ООН — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция. Россия предлагала добавить к ним Белоруссию, а Украина — Турцию.
В случае вооруженного нападения на Украину государства-гаранты должны были оказать военную поддержку Украине. При этом гарантии безопасности не распространялись на Крым, который де-факто признавался частью России, а также на ряд территорий, который были обозначены в неопубликованном Приложении 6.
При этом Приложение 6 согласовано на тот момент не было. Ранее некоторые СМИ писали, что окончательный список территорий должны были согласовать на личной встрече Путин и Зеленский.
Также ранее говорилось о том, что США были не готовы давать прописанные в договоре гарантии безопасности, что стало одной из причин срыва договоренностей.
Украина брала на себя ряд обязательств
Россия соглашалась с членством Украины в ЕС. Но при этом Киев должен был гарантировать свой безъядерный статус, обязывался сделать русский язык официальным наряду с государственным украинским.
Киев подписывалась под тем, что осуждает нацизм во всех его проявлениях. Следствием этого стала бы отмена ряда законов и нормативных актов, которые касались сторонников Бандеры и УПА (организация запрещена в РФ).
Также Украина и Россия договорились снять все наложенные друг на друга санкции и отозвать все иски в международные суды друг против друга.
Еще одна важная деталь — демилитаризация Украины. Стороны обсуждали ограничение численности украинской армии до 250 тыс. человек и её вооружения. Но к договоренности по этому пункту не пришли.
Последний вариант договора датирован 15 апреля
Т.е. он был подписан уже после того, как украинские власти заявили о массовых убийствах в Буче. Это указывает на то, что Буча не была реальной причиной срыва договоренностей (как это ранее часто заявлялось Украиной).
Всего вариантов было по меньшей мере три — от 17 марта, 29 марта и 15 апреля.
Первый вариант от 17 марта детально описывал ограничения для украинской армии по численности и вооружениям. Когда он был показан американцам, те посчитали его неприемлемым, поскольку с их точки зрения это было «одностороннее разоружение». Против выступала и Польша. При этом в Вашингтоне и Варшаве опасались, что Франция и Германия уговорят Киев принять этот договор.
Версия 29 марта была сделана после переговоров в Стамбуле. Причем российская сторона пошла на некоторые уступки. Например, тогда появился пункт о гарантиях безопасности со стороны стран Совбеза.
Но и этот вариант не устроил США.
А после того, как стороны подписали договор от 15 апреля, и Россия вслед за этим в качестве жеста доброй воли отвела войска от Киева, в Киев прилетел премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, который заявил, что Запад не поддержит этот договор и в случае его принятия лишит Украину военной помощи.
Украину фактически толкнули к продолжению конфликта с Россией.