Цифры лютые. Почему столько фейков летит в Россию в эпоху постправды

Наводняющие информационное пространство фейки — проблема не только России, но и всего мира. Об этом сегодня говорили в ходе онлайн-презентации статистики о фейках, распространявшихся в ходе избирательных кампаний двух последних электоральных циклов, её участники.

   
   

Для паники и фрустрации

По словам члена Общественной палаты РФ, директора Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, распространение фейков стало серьёзнейшим вызовом современного дня. Эта проблема актуальна не только для России, но и для многих стран мира, например Турции, Кубы, Бангладеш, Южной Кореи, Таиланда, Индии, Вьетнама, Нигерии, очень активно законодательные ужесточения в этой сфере обсуждаются во Франции, США, Великобритании, Ирландии и многих других государствах.

Только в 2020 г. Общественная палата в ходе общественного мониторинга зафиксировала порядка 35 тыс. фейков на самые разные темы: коронавирус, локдаун, ограничительные меры в регионах, вакцинация, в т. ч. насильственная, фейки на фоне реальных трагедий, на тему незаконных протестов и акций, политические фейки, военные, финансовые. Только по поводу голосования по поправкам к Конституции их было выявлено 8 407.

Мизулина отметила, что с начала июля этого года зафиксирован рост числа фейков на тему выборов в Госдуму 19 сентября. Мониторинг Лиги безопасного интернета с 8 июля по 30 августа выявил 3 800 фейковых публикаций. 

Фейки распространяются с территории иностранных государств, входящих в блок НАТО, а также из Украины, Польши, Латвии, Средней Азии.

«Мы видим, — сказала она, — что количество таких фейков начинает расти, и предполагаем, что за неделю до выборов их число значительно вырастет, особенно в последние предвыборные дни».

Но это не единственная тема для фейков. По словам первого заместителя председателя Комиссии по развитию информационного общества ОП РФ Александра Малькевича, в общем в 2021 году с помощью мониторинга ОП РФ с 1 января по 30 августа обнаружено 38 900 фальшивок.

   
   

«Это комплексная работа, — сказал Малькевич, — потому что человека важно ввести во фрустрацию, чтобы он боялся всего и дёргался по любому поводу как до выборов, так и после них: вакцинация, ювенальная юстиция, пожары, взрывы, афганские беженцы и сбежавшие из питомника крокодилы. Это сознательная большая информационная кампания давления на людей, чтобы их сознательно ввести в мятущееся состояние и пытаться ими манипулировать, параллельно пытаясь максимально делегитимизировать наш избирательный процесс — открытый, прозрачный, понятный».

С дальним прицелом

Член Общественной палаты РФ, директор Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды Денис Заварзин считает, что мы сегодня живём в эпоху постправды, когда ложь и правда уравновесились. И неважно, что вбрасывать, главное — раскачать людей эмоционально, и правдой для них станут исключительно их личные убеждения и эмоции.

«И поэтому, — говорит Заварзин, — как молодёжи, так и старшему поколению всегда надо оценивать информацию через критическое мышление. У молодёжи же мышление клиповое, с периодическим — из-за ухода в виртуальную реальность — выпадением из реальности настоящей. И из этих осколков у них формируют образное представление о мире, которое не является правдой». 

По мнению эксперта, фейк-ньюс и постправда опасны тем, что подрывают основы конституционного строя и понимания внутреннего государственного устройства. 

По мнению Александра Малькевича, цели заказчиков фейкового потока не ограничиваются лишь предвыборными кампаниями в Думу и заксобрания. 

«Мы должны понять, — подчеркнул он, — что с нами работают вдолгую. Скомпрометировать — да, в глазах Запада — само собой, посеять зерно недоверия — конечно. Но их глобальная цель — 2024 год, президентские выборы. Рост фейков налицо. И в каком состоянии душевном, психологическом все мы подойдём к очень важной вехе в жизни нашей страны? На это и делается расчёт».

По словам Малькевича, ложная информация поступает ежедневно, ежечасно и разносится по всем регионам нашей страны. «Поэтому, — считает эксперт, — если общество не заставит власть изменить регулирование информационного пространства для нашей защиты, последствия будут трагическими. Измотанные за 2,5 года бесконечными страшилками люди в важный момент могут просто не собраться с силами, чтобы противостоять уже не только информационной агрессии, но и, возможно, какой-то другой».