Чужие руки. В Россию могут приехать мигранты из Сербии и Бангладеш

Павел Лисицын / РИА Новости

Трудовые ресурсы стран Средней Азии близки к исчерпанию, теперь работников в Россию, возможно, придется завозить из других государств. Об этом предупреждают эксперты Столыпинского клуба.

   
   

Зачем нам «чужие»

Дефицит собственной рабочей силы в России связан в первую очередь с демографической ямой, объясняют эксперты. В последнее время на рынок труда каждый год выходит на 100 тыс. меньше молодых специалистов, чем в предыдущий. За последние 10 лет молодежи на рынке труда стало меньше на 35%, или 6 млн человек. Число пенсионеров, наоборот, стремительно растет. В этом году, по данным проекта бюджета Социального фонда, завершить карьеру смогут больше 1,1 млн работников, на следующий год к ним присоединится еще почти 0,57 млн человек. На все это накладывается естественная убыль населения и избыточная смертность от коронавируса. 

В предыдущие годы дефицит рабочих рук отчасти удавалось перекрыть за счет мигрантов, считает исполнительный директор Института экономики роста имени Столыпина Антон Свириденко. Сейчас в России их доля на рынке труда официально составляет 4-5%, неофициально — до 10% от всех занятых. Это не так уж много — в арабских странах труд мигрантов вообще составляет основу экономики. В США доля работников-иммигрантов доходит до 17%, в ЕС — больше 5%.

«Но мы наблюдаем не только приток, но и отток работников из Средней Азии — при нынешнем курсе рубля им становится не так выгодно работать в России, — признает Свириденко. — Их могли бы заменить граждане Сербии, Китая, Индии, Бангладеш. Но тем намного сложнее попасть в нашу страну на работу — нужна бумажная виза, существуют квоты и многие другие формальности».

Конечно, чужестранцы, люди другой культуры — это всегда проблема, считает уполномоченный по правам предпринимателей при президенте России Борис Титов. Однако в условиях, когда средств на инвестиции особых нет, решить проблему быстро можно только за счет приглашения трудовых мигрантов, добавляет он.

Лимит доступа

Перспектива заместить одних мигрантов другими вместо того, чтобы развивать технологии, имеет свои слабые стороны, оговариваются эксперты Столыпинского клуба. Сейчас проблемой стал отток граждан одних стран, в будущем сложности начнутся с уходом других иностранцев. 

«В любой живой экономике присутствует дефицит кадров, — считает президент рекрутинговой компании SuperJob Александр Захаров. — Это нормально. Я 20 с лишним лет занимаюсь рынком труда, и все это время слышу о дефиците кадров. Однако за последние несколько лет ситуация обострилась. Кроме того, в условиях опережающего роста сферы услуг, особенно после ковида, туда происходит переток мигрантов из реального сектора экономики. Из-за этого во многих отраслях говорят об особенно остром дефиците».

   
   

Ко всему прочему у нас по специальности работают меньше половины выпускников, отмечает руководитель фракции «Новые люди» в Госдуме Алексей Нечаев. По его словам, система образования никак не соотносится с потребностями рынка труда и страны: России нужен 1 млн IT-специалистов, но это никак не отразилось на программах вузов или школ, учителя и преподаватели продолжают учить студентов и школьников так, как будет вокруг ничего не происходит. 

«Нам надо изменить парадигму, готовить не человека-специалиста, а развивать у каждого предпринимательские компетенции, — заключает Нечаев. — Обучать инженеров и всех, кто может дать нам дополнительное качество. Необязательно каждый, кого научили предпринимательству, станет Илоном Маском. Но эти знания обязательно ему пригодятся в любом деле, которым он бы ни занимался. Я вспоминаю бабушек, которые торговали у московского метро в 1990 году. Им было непривычно, но они это делали. У них был этот предпринимательский код: надо выжить».

Решение в пространстве

Для преодоления кризиса дефицита трудовых ресурсов надо одновременно решить четыре задачи, считают эксперты Столыпинского клуба. Увеличить производительность труда, в том числе за счет расширения стимулов для такого развития компаний, взять под контроль миграцию, чтобы завозить именно тех и столько работников, сколько нам необходимо, граждане дальнего зарубежья в этом смысле лучше поддаются учету и управлению со стороны государства. 

Еще один блок связан со стимулированием внутренней миграции. С одной стороны, бизнес должен пойти в малые города — там, как минимум, аренда дешевле. С другой — надо создать условия, чтобы людям было проще переезжать ради работы из региона в регион, а не только из родного города в столицы или к Черному морю. 

И, наконец, расширить возможности для подготовки и переобучения работников, которые решили сменить свой карьерный путь на более привлекательный или денежный. Все это вместе должно привести к тому, что проблема дефицита кадров станет менее острой, уверены эксперты Столыпинского клуба.