Глава ЦБ Эльвира Набиуллина высказалась о необходимости ориентации на внутреннее производство: «Мы как страна теряем от участия в международном разделении труда, потому что экспорт у нас с дисконтом, импорт с премией. И в этих условиях, конечно, на мой взгляд, нужно переосмыслить то, о чем мы тоже говорили, но не продвигали — выгоды от экспорта. Всегда считалось, что экспорт — это такая наша самоценность, у нас поступает валютная выручка в страну. Нужно переосмыслить и наконец-то думать о том, что значительная часть производства должна работать на внутренний рынок, больше степени переработки, больше создания конечной продукции».
«Это, безусловно, верный посыл, — считает Абрамов, — другой вопрос, как это сделать. Нужна долгая, кропотливая работа по улучшению деловой среды для предпринимателей. Нужно не просто опустить волевым решением учетную ставку ЦБ, а проводить последовательную, стабильную и предсказуемую денежно-кредитную политику. Это долгосрочный процесс, он не должен ограничиваться разовыми высказываниями. Нужно перестроить многие производственные, товарно-денежные процессы, внести много изменений в нормативно-правовую базу. Но заданное главой ЦБ направление верное, может, учитывая санкционный режим, перейдем от слов к делу».
Министр финансов Антон Силуанов порассуждал о дополнительной поддержке бизнеса и предложил пересадить чиновников на отечественные «Лады»: «Надо сделать так, чтобы часть тех рисков, которые есть у бизнеса, взяло государство. Возможно, на начальных стадиях где-то подсубсидировать процентные ставки, дать уверенность в сбыте своей продукции, минимальную доходность гарантировать. Вот в этом ключе бюджет и должен сейчас помогать предпринимателям». Далее глава Минфина попытался развить свою мысль на конкретном примере: «Если мы пересадим государственных работников на “Лады”...».
Абрамов: «Мысль не нова. У нас еще в 90-е годы пытались пересадить чиновников на “Волги”. Вызывает сомнения, станет ли отечественная продукция в результате такой господдержки дешевле и качественнее. Сама идея циркулирует во властных коридорах уже много лет, но все остается на уровне разговоров. Конечно, помощь от государства нужна, но свое веское слово должен сказать бизнес, и это слово должно быть услышано властью. Государство должно обеспечить для всех предпринимателей благоприятный инвестиционный климат, никуда не денешься от этого. А бизнес, развиваясь в равной и конкурентной среде, подскажет слабые места, где необходимо вмешательство государства, где именно нужна его точечная или системная поддержка».
Глава Минэкономразвития Максим Решетников отметил, что нужно смягчать денежно-кредитную политику и ослаблять рубль: «В настоящий момент у нас в экономике развивается то, что экономисты называют кризисом спроса — когда предприятия, потребители, население недостаточно тратят денег в экономике. На этом фоне появились опасения, что мы можем сорваться в дефляционную спираль, когда у нас сокращение денег в экономике приводит к сокращению в производстве, снижению цен и так далее. Плюс к этому дополнительным проявлением стало переукрепление рубля».
Абрамов: «И тут не поспоришь. Рубль действительно очень крепкий, это бьет по экспортерам. Жесткая политика ЦБ, с одной стороны, сохраняет стабильность бюджетной системы, но затрудняет внутренние инвестиции, подавляет деловую активность. Но само по себе смягчение денежно-кредитной политики не спасет, это необходимое, но не единственное условие для экономического роста. Это комплексная задача. Кроме ослабления денежно-кредитной политики нужна долгосрочная программа развития, права предпринимателей должны быть надежно защищены через независимую судебную систему. Если ограничиться только ослаблением денежно-кредитной политики, то двинется ли свободная денежная масса в инвестиции, в обновление основных фондов — пока трудно оценить. Может быть, в этом случае, несмотря на санкции, у нас опять просто увеличится отток капитала».