Правда то, что мифов о Центральном банке России гуляет немало:
✓ Центробанк – частная организация. Нет, это особый публично-правовой институт, статус которого установлен Конституцией РФ. «У Банка России нет учредителей – юридических или физических лиц. Он действует на основании закона, в котором однозначно сказано, что его имущество находится в федеральной собственности – в том числе золотовалютные резервы», – обращает внимание профессор РАНХиГС, бывший зампред ЦБ РФ Константин Корищенко.
✓ Решения Центробанка все обязаны выполнять, а он не выполняет ничьи. Да, нормативные акты ЦБ обязательны для всех органов власти, бизнеса, граждан. И он не подчиняется правительству. «Такой высокий уровень независимости придан ЦБ, чтобы правительство не могло заставить его включить печатный станок для покрытия дефицита бюджета», – говорит К. Корищенко. Но основные направления кредитно-денежной политики Банка России утверждает Госдума. А Счётная палата по решению депутатов может провести проверку его финансово-хозяйственной деятельности.
✓ Уволить председателя Центробанка невозможно. Не совсем так. Глава ЦБ назначается на 5 лет и может работать три срока подряд. Но в исключительных случаях по представлению Президента РФ он может быть освобождён Госдумой досрочно – по состоянию здоровья, в связи с совершением преступления и нарушением законов, касающихся работы ЦБ, или сокрытием информации о доходах своей семьи.
✓ Центробанк даёт кредиты другим странам, а России нет. «На самом деле ЦБ российское правительство постоянно кредитует, но не напрямую, а через покупку государственных ценных бумаг», – разъясняет К. Корищенко.
✓ Центробанк работает под диктовку МВФ. А это утверждение – отголосок 1990-х гг., когда Россия брала кредиты в Международном валютном фонде. Но к 2005 г. мы все эти долги погасили. И с тех пор ЦБ РФ свою политику ни с кем за рубежом не согласовывает.
Смотрите также:
- Работающим за рубежом россиянам могут разрешить получать зарплату в валюте →
- Комитет Госдумы поддержал идею убрать табло с курсами валют с улиц →
- Центробанк разработал этический кодекс для финансистов →