Через головы чиновников. Что дает «прямая линия» и Путину, и гражданам

Фото: Алексей Витвицкий / АиФ

Студия для «Прямой линии» с президентом как обычно оборудована в Гостином дворе, там соберутся, в том числе, известные общественные деятели. На экраны в студии будут выводить прямые включения из регионов и сообщения из колл-центра.

   
   

«По мнению самого Владимира Путина, его «прямая линия» — самый масштабный социологический опрос, — напоминает руководитель политической экспертной группы Константин Калачёв. — То есть это инструмент поддержания связи президента со страной и страны с президентом. Это канал коммуникации, дающий руководству возможность донести населению свою позицию и оценку актуальной повестки. Это уже привычный ритуал, демонстрирующий стабильность в стране. Формат удачный, потому не устаревающий».

Эксперты ожидают, что вопросы станут поводом для президента высказаться по актуальным проблемам внешней и внутренней политики, объяснить, что происходит в экономике, послать нужные «сигналы». В этих частных проблемах можно увидеть сложности, с которыми сталкивается вся страна.

Так, например, во время самой первой прямой линии в 2001 году Владимиру Путину дозвонился пятиклассник из города Усть-Кута Иркутской области, который сообщил, что его школа не отапливается, занятия не проводятся, школьников могут оставить на второй год. Напомним, та первая прямая линия проходила в декабре. Путин тогда ответил: «Губернатор нас слышит и сделает все необходимое для того, чтобы в кратчайшие сроки восстановить жизнедеятельность учебных учреждений...» О решении проблемы в этой школе региональные власти отчитались уже на следующий день. Однако это был не рекорд.

В прошлом году Следственный комитет отчитался о возбуждении уголовного дела в отношении директора рыбкомбината на Шикотане за невыплаты зарплаты — произошло это еще до того, как «прямая линия» закончилась. О проблемах с зарплатой рассказали работники предприятия в ходе одного из телевизионных включений из региона в начале программы. Уголовными делами против сотрудников ФСИН закончилось и история с письмом заключённых из колонии в Пермском крае с жалобами на серьезные нарушения закона. Письмо во время «прямой линии» 2006 года процитировал сам Путин.

Некоторые сообщения становились началом долгоиграющих историй. Так, например, в 2003 году пенсионерка из Кочубеевского района Ставропольского края пожаловалась, что в их деревне нет воды. В 2005 году глава государства процитировал публикацию, где пенсионерка рассказывала, что воду так и не провели. На следующий день прокладка трубопровода началась.

В 2008 году девятилетняя девочка из Бурятии попросила у президента платья для себя и сестры. Путин в ответ пригласил их с матерью в Москву. Когда те приехали, напоил чаем в резиденции в Ново-Огарёво и надарил подарков.

   
   

«Все главы регионов смотрят «прямые линии» и, надо отдать должное, весьма быстро реагируют на обращения граждан», — рассказал накануне пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Известно, что президент несколько дней посвятил подготовке к «прямой линии», лично просматривая значительный объём вопросов, уточняя детали у членов правительства и сотрудников своей администрации.

За день до прямой линии в адрес президента поступило 1,6 млн. вопросов. «Социальные вопросы по-прежнему остаются на ведущих позициях повестки дня. Это самые различные социальные вопросы, связанные и с зарплатами, и с пенсиями, и с социальными пособиями. Проблематика ЖКХ, естественно. Потом вопросы, связанные со здравоохранением. Их достаточно много по стране», — рассказал пресс-секретарь президента.

По словам Пескова, некоторые граждане в своих обращениях сетуют, что со своей проблемой им чаще легче достучаться до президента, чем до глав регионов. Пресс-секретарь при этом обратил внимание, что дело даже не в руководителях регионов, а в чиновниках, которые находятся «на переднем крае общения с гражданами» и иногда демонстрируют «не желание помочь, а желание заниматься отписками». «Вот это как раз вызывает полное неприятие у людей», — подытожил Песков свои ощущения от поступающих сообщений.