На пресс-конференции в Астане по завершению саммитов СНГ и «Россия — Центральная Азия» Владимир Путин подробно рассказал журналистам, среди которых был и корреспондент «АиФ», о ходе мобилизации, о подготовке мобилизованных перед отправкой на фронт, о возможном введении войск западных стран на территорию Украины, а также о том, не жалеет ли он о начале СВО.
Глеб Иванов, аif.ru: — С момента объявления частичной мобилизации не прошло еще и трех недель, а уже приходят новости о погибших мобилизованных. Когда объявлялась мобилизация, было объявлено, что все они пройдут подготовку. Можно ли подготовить человека за три недели? И как вы оцениваете ход мобилизации?
Владимир Путин: — «Линия соприкосновения — тысяча сто километров, поэтому держать ее исключительно войсками, сформированными из контрактников, тем более, что они принимают активное участие в наступательных операциях, практически невозможно. 33 тысячи мобилизованных уже находятся в подразделениях, 16 тысяч выполняют боевые задачи.
Все мобилизованные должны пройти обязательную подготовку. Первичная подготовка — от пяти до десяти дней. В боевых частях — ещё подготовка от пяти до пятнадцати дней. Потом дополнительное слаживание.
Но раз такие вопросы возникают, я дополнительно дам поручения Совбезу РФ, чтобы они провели инспекцию того, как проводится подготовка мобилизованных граждан».
Коснулся президент и других аспектов мобилизационной кампании, темы вовлечения западных стран в конфликт на Украине и т. д. Приводим некоторые из его высказываний.
Планируется ли еще мобилизация?
«Минобороны РФ в начале частичной мобилизации предполагало меньшую цифру, не 300 тысяч человек. Сейчас мобилизовано 222 тысячи человек. В рамках частичной мобилизации ничего дополнительного не планируется».
О введении войск НАТО на Украину
«В любом случае введение каких-то войск в прямое соприкосновение, в прямое столкновение с российской армией — это очень опасный шаг, который может привести к глобальной катастрофе. Надеюсь, что у тех, кто говорит об этом, хватит ума-разума, чтобы подобных опасных шагов не предпринимать».
О сроках мобилизации
«Эта работа уже заканчивается... Думаю, что в течение примерно двух недель все мобилизационные мероприятия будут завершены».
О переговорах с Байденом на G20
«Надо и его спросить — готов ли он со мной такие переговоры проводить или нет. Я не вижу необходимости, честно говоря, пока платформы для каких-то переговоров нет. Пока не окончательно решен вопрос с моей поездкой туда. С президентом США такие вопросы [о переговорах] не обсуждались».
О позиции Германии
«С интересами Германии, судя по всему, мало кто считается, иначе не подрывали бы „Северный поток-1“ и „Северный поток-2“. Они хоть и не работали, но это был такой элемент надежности — в крайнем случае их можно было включить. Но теперь такой возможности нет. Хотя одна ветка все-таки в рабочем состоянии, но решение Германии не принимается и, судя по всему, вряд ли будет принято».
О том, правильно ли штрафовать за прослушивание украинской музыки
«Мы все время возмущаемся попытками отменить русскую культуру — это полный бред, чушь, как один из наших музыкантов сказал — „дураки какие-то“. Мы не должны вести себя таким же образом.
Если сегодняшнее руководство в Киеве считает возможным поддерживать неонацистов, возможным поддерживать факельные шествия в центре своих крупных городов и людей, которые разгуливают с нацистской символикой, то это никакого отношения прямого к украинской культуре не имеет».
Об уничтожении Украины
«Мы не ставили перед собой задачу — уничтожение Украины. Нет, конечно. Вот они взяли в свое время, в Крыму проживает 2,5 млн человек, взяли и воду отрубили там. Ну, войскам пришлось зайти и открыть воду.
Это пример логики наших действий. Не сделали бы этого действия, не было бы и противодействия. Вот мост взорвали. Теперь нам нужно 10 раз подумать, обеспечение сообщения с Крымом по территории — насколько это важно для РФ».
Жалеет ли Путин о начале СВО?
«Нет. Я хочу, чтобы было понятно. То, что происходит сегодня, малоприятно, мягко говоря. Но все то же самое мы получили бы чуть позже, только в худших для нас условиях. Так что мы действуем правильно и своевременно».