В Москву спустя всего три месяца после своего первого визита приехал президент переходного правительства Сирии Ахмед Аш-Шараа. Он когда-то сражался против дружественного России правительства Башара Асада (который после свержения уехал именно в Москву). Но, несмотря на этот факт, России и Сирии пока удается выстраивать друг с другом отношения. В частности, Кремлю удается сохранять крайне важные в геополитическом плане военные базы.
Отношения перезапущены
Когда Аш-Шараа приехал в Москву в прошлом октябре, он заявил, что хочет познакомить Россию с «новой Сирией» и перезапустить весь комплекс российско-сирийских отношений. Дружественная атмосфера, царившая на новой встрече, показала, что Москве и Дамаску это в целом удалось.
Путин сделал акцент, что Россия и Сирия никогда не были врагами. Он напомнил, что еще в годы Второй мировой войны в 1944 году СССР и Сирия подписали соглашение о дипломатических отношениях. И даже после падения правительства Асада, в том числе и благодаря усилиям Аш-Шараа, отношения развиваются.
«С предыдущей встречи время не прошло даром. Многое сделано с точки зрения восстановления наших межгосударственных отношений. Удалось сдвинуть с мёртвой точки и уровень взаимодействия в экономической сфере. Четыре с лишним процента роста. Это, может быть, не так амбициозно, как бы нам хотелось, но всё-таки движение заметное, и нужно обязательно сохранить эту замечательную тенденцию», — сказал он.
Аш-Шараа, в свою очередь, пожелал России отразить все нападки.
«По дороге из аэропорта я видел очень много снега. Я вспомнил, что исторически были военные операции, враги пытались достигнуть Москвы, но стойкость народа и даже погода помогали отразить эти нападки. Мы желаем вам всего наилучшего», — сказал он.
Тогда же он повторил, что Россия играет большую роль в «стабилизации ситуации», причем не только в Сирии, но и во всем регионе. «Поэтому спасибо вам большое, господин президент, за ваши усилия в этом вопросе», — заявил сирийский лидер.
Переговоры прошли на фоне вывода одной из российских баз
После падения правительства Асада и получения Аш-Шараа власти в Сирии отнюдь не стало спокойнее. Во-первых, часть территории страны до сих пор не находится под контролем правительства. На севере почти всю границу контролируют турки, на юге часть провинций — под контролем Израиля и США. На северо-востоке располагался большой курдский анклав, который в годы гражданской войны воевал со всеми — и с террористами запрещенной в России ИГИЛ*, и с правительством, и с турецкими войсками. Наконец, конгломерат группировок, с помощью которых Аш-Шараа пришел к власти, тоже очень пестрый, и они постоянно борются друг с другом за власть.
Аш-Шараа пытается восстановить контроль правительства над территорией. В частности, новая сирийская правительственная армия начала наступление на курдские территории. Те были вынуждены отступить, в том числе и из района, где располагался аэропорт Камышлы. Там была российская база — одна из трех в стране. Всего за два дня до встречи Путина и Аш-Шараа пришла информация, что ВС РФ начали эвакуировать войска и технику с этой базы. Сирийские СМИ писали, что это было сделано по просьбе сирийского правительства, ввиду того, что «в этом районе больше нет необходимости» в российском присутствии.
«Аш-Шараа, очевидно, очень не хочет попасть в зависимость от какой-то одной крупной державы в регионе и стремится диверсифицировать связи. России есть что ему предложить. Это и помощь в восстановлении разрушенной долгой войной страны, и многие важные товары, например, зерно, и даже военно-техническое сотрудничество. То есть интерес во взаимодействии с РФ у него есть, несмотря на то, что когда-то он сам сражался против России», — говорит эксперт.
России, в свою очередь, важно сохранить базы. Пункт снабжения ВМФ в Тарсусе — это единственная морская российская база в Средиземном море. Знаменитая авиабаза Хмеймим в провинции Латакия — важный перевалочный пункт для российских операций в Африке. «То, что ВС РФ уходят с третьей базы, не означает, что сворачиваются две другие. Камышлы изначально был, скорее, вспомогательной базой», — говорит Долгов.