Недавно глава центра стратегических разработок Алексей Кудрин предложил к 2024 г. сократить на 30% и численность госаппарата, и расходы на него. Об избыточности армии чиновников заявила и глава Счётной палаты Татьяна Голикова.
Сократить число управленцев - давнее стремление русского человека.
Однако после отступлений в эпохи больших реформ чиновничество берёт реванш. Со времён Крымской войны 1855 г. до конца XIX в. число госслужащих в Российской империи снизилось с 2 до 1,24 на 1000 человек, но за первые 5 лет существования РСФСР подскочило до 5,2, а к смерти Сталина - до 10,2. За годы перестройки и начала рыночных реформ (1985-1994 гг.) оно упало с 8,7 до 6,8, а с 2000 по 2014 г. вновь подскочило с 7,9 до 15,4 человека на 1000 жителей. К концу 2016 г. в России насчитывалось 1,4 млн только государственных чиновников (мы сейчас не говорим о муниципальных властях) - это 1,9% рабочей силы.
Поэтому постоянно звучащие призывы сократить «армию столоначальников» понятны.
Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления на 10 000 человек постоянного населения по субъектам Российской Федерации |
|
---|---|
Первая пятёрка |
|
Чукотский автономный округ |
596,9 |
Магаданская область |
474,1 |
Ненецкий АО |
408,3 |
Камчатский край |
311,3 |
Республика Алтай |
309,4 |
Последняя пятёрка |
|
Республика Дагестан |
111,2 |
Республика Башкортостан |
109,8 |
Московская область |
105,3 |
г. Москва |
97,5 |
Ленинградская область |
91,7 |
Много - необязательно плохо
Сам по себе уровень численности чиновников в России не слишком критичен. В Канаде или Скандинавских странах госслужащих на душу населения в 2-3 раза больше, чем в России; в Германии, Японии, США, Израиле, многих европейских странах показатели схожи с российскими. Проблема скорее в другом.
С одной стороны, в большинстве успешных стран система управления выстраивается снизу вверх. В США, например, в федеральных структурах власти занято 860 тыс. человек (не считая военных, которые относятся к госслужащим), тогда как на региональном и муниципальном уровнях - 1,7 млн. Россия - одна из немногих стран, где на региональный уровень «спущены» 1,36 млн (!) сотрудников федеральных органов против 736 тыс. депутатов, чиновников и администраторов, работающих «на местах». По сути, мы имеем дело с беспрецедентным дублированием функций, когда половина чиновников контролирует то, что делают на региональном уровне. Вместо «дерева» власти, растущего вверх, мы имеем своего рода «костыль», которым постоянно пытаются «прибить» муниципалитеты так, чтобы лишить их всякого движения.
С другой стороны, управление должно быть не столько громоздким или компактным, сколько подотчётным. В России же заметен гигантский перекос в сторону исполнительной власти: в ней в 2016 г. на разных уровнях работали 86,7% всех чиновников, тогда как в органах законодательной власти - всего 1,4%. Каким при таком раскладе может быть контроль второй над первой (что необходимо при правильном разделении властей), можно не пояснять. А бесконтрольность чиновничества более всего и раздражает население.
На что они «заточены»
Государственное управление в идеале призвано облегчать и упрощать жизнь граждан, обеспечивать социальные блага. У нас же госуправление всё больше зацикливается на функциях ограничения возможностей граждан. В пример можно привести нашу силовую систему с её 2,6 млн работников. Одних только полицейских на 1000 человек в России в 2,4 раза больше, чем в США, и в 2-4 раза больше, чем во Франции и Германии. Или взять Министерство здравоохранения с его разветвлённой структурой и монопольными закупками, в разы удорожающими практически все лекарства и процедуры.
Можно ли эту систему реформировать? Наше государство существенно отличается от других стран тем, что в последних власть живёт за счёт людей (т. е. их налогов), а в России население живёт за счёт государства (т. е. правительство делится с народом частью доходов от продажи ресурсов). «Перевернуть» вертикаль власти там, где доходы распределяются сверху, а не снизу, нельзя - мешает устройство нашей экономики. Поэтому мы и дальше будем слышать с высоких трибун слова о необходимости борьбы с бюрократией, но никакой дебюрократизации в ближайшем будущем не увидим.
Орёл: один чиновник на 55 граждан, включая детей
Недавно в Орле чиновник правительства якобы избил подчинённую за отказ уволиться. Обыватели не удивляются: сегодня в области госслужащих в 1,6 раза больше, чем в 2000 г.
А местные жители не удивлены такими итальянскими страстями, которые бушуют во властных кабинетах. Ведь недавно в Орёлстате обнародовали впечатляющую статистику: в самом малочисленном регионе России (население области 759 тыс.) трудится аж 13,9 тыс. чиновников. То есть один бюрократ приходится на 55 граждан, включая младенцев. Для сравнения: в 2000 г. служивых здесь было в 1,6 раза меньше. Правда, в Орёлстате уточняют, что посчитали всех, кто трудится в коридорах власти, - даже охрану и уборщиков.
Эти оговорки выглядят неубедительными на фоне новости о том, что 200 областных чиновников пойдут учиться на «госменеджеров», чтобы создать «новый класс госслужащих». Курировать, как они учатся правильно перекладывать бумажки со стола на стол, будет 1-й вице-губернатор А. Бударин.
Да и сам губернатор Орловской области Вадим Потомский может преподать урок по увеличению аппарата. Он знает, как плодить чиновников практически почкованием: на деловом завтраке с предпринимателями Потомский анонсировал разделение должностей губернатора и премьера. Представляете, сколько вакансий откроется в аппарате премьер-министра области?! Но смогут ли орловчане этот полк госслужащих прокормить?
За какие заслуги такие зарплаты?
- Анализируя доходы чиновников, у нас, как правило, считают только их зарплаты и не учитывают прочие бонусы, иной раз в тысячи и десятки тысяч раз превосходящие жалованье. Это могут быть безвозмездные или частично платные услуги и развлекательные «командировочные». Не учитываются и дополнительные поступления (от участия в бизнесе и взяток, стыдливо называемых у нас «коррупционной рентой»). Выносят за скобки и служащих компаний с госучастием, хотя они получают одновременно свои зарплаты из бюджета и огромные премиальные парашюты от бизнеса.
На сегодня в РФ (с учётом госуправленческого аппарата крупного бизнеса) получается 5,6 млн бюрократов - это число в разы превышает все мировые нормы эффективного управления. Тогда как в РСФСР к 1991 г. был 1 млн госслужащих от республиканского до районного уровня, причём в центральном аппарате органов управления работало всего 120 тыс. человек.
В России ощущается серьёзная нехватка объектов социальной инфраструктуры - школ, детских садов, медицинских учреждений. Особенно школ и детских садов - их бы надо в 3 раза больше. У нас укрупняют школы, потому что не на что строить новые и содержать старые. Но из-за переполненности снижается эффективность обучения - школа на 200-500 человек эффективнее школы на 1000.
Слуги народа страну попросту прожирают! Давайте посмотрим на декларации. Глава РЖД, к примеру, задекларировал доход в 696 тыс. руб. в день! У главы «Газпрома» зарплата в день превышает 3 млн руб. На эти деньги можно построить не одну сельскую школу или больницу или капитально отремонтировать несколько крупных социальных учреждений. Если же разделить 7 трлн руб. нашей ежегодной дани чиновникам на среднюю стоимость строительства социальных объектов в этом году, то можно построить 10,7 тыс. школ на 1000 учеников, 43 209 модульных врачебных амбулаторий, 34 653 детсада на 200 мест, 31,5 тыс. детских поликлиник. Но эти деньги уйдут в карманы госслужащих, а народу останутся обещания ликвидировать нехватку этих учреждений лет этак через ...дцать.
Чем так манит госслужба?
- Если верить данным социологов, желает стать чиновниками практически всё взрослое население России. Чем же так манит госслужба?
Во-первых, чиновник социально защищён - «государева слугу» очень трудно уволить, основываясь на букве закона, потому что он подписывает контракт с кучей всяческих пунктов. Кстати, если бы не Владимир Путин с введённой им формулировкой «Уволить в связи с утратой доверия», то наши губернаторы до смерти сидели бы в своих креслах.
Во-вторых, у чиновника много мелких социальных льгот. К примеру, отпуск в 48 дней (это зависит от выслуги лет) плюс качественное медобслуживание. То, что рядовые граждане могут получить, покупая за свои кровные полис ДМС, чиновник имеет как обязательное бесплатное для него медицинское страхование. Туда же можно относить санаторно-курортное обслуживание.
Но главное: становясь чиновником, ты начинаешь контролировать ресурсы. Я говорю не о воровстве и взятках. Ты абсолютно легально можешь имеющиеся в твоём распоряжении бюджетные средства направить в фирму «А», а можешь в фирму «Б». Один чиновник рассказывал мне такую историю. В одном министерстве во время обязательного прохождения кадровой комиссии молодому человеку говорят: «А вы знаете, что у нас в министерстве зарплаты маленькие?» Парень честно отвечает: «Зарплата меня вообще не интересует - у моего папы бизнес в сфере, который я буду контролировать!»
Сегодня это называют неимущественной взяткой, конфликтом интересов. В советское время говорили: взаимные услуги. Ты контролируешь какую-то сферу, а твой сосед Вася может повлиять на другую сферу. Тебе нужно то, что есть у Васи, Васе нужно то, что есть у тебя. Всем хорошо, и закон вроде как не нарушается. Сейчас хотят принять поправки и внести все эти вещи в УК. Это может сработать только в одном случае: если будет чётко определено, что мы подразумеваем под неимущественной заинтересованностью, как её мерить.
Многие удивляются, почему мы каждый год декларируем: надо сокращать число чиновников, а Росстат потом даёт статистику, показывающую, что никакого сокращения нет. Происходит это так: в экономике возникает какая-то проблема. Чтобы её решить, создаётся новый орган, даются новые ставки. Проблема решается, а ставки-то остаются. Вот чиновничий аппарат и растёт постоянно. И в Советском Союзе так было: чего стоило отдельное Министерство машиностроения для кормопроизводства!
Этот механизм работает и сейчас: напишет вице-премьер, курирующий тот или иной сектор экономики, бумагу президенту, что, мол, в связи с огромной важностью и т. д. и т. п. прошу организовать специальное министерство - строительства дорог на Дальнем Востоке, к примеру. И - вуаля! Очередная госкормушка готова! У нас же принцип формирования правительства смешанный: есть министерства отраслевые, есть территориальные. При такой схеме их количество можно плодить до бесконечности.
При этом хочу отметить: государственный аппарат нужен. Без него очень скоро перестанут ходить поезда и летать самолёты. А вот какое наполнение этому госаппарату необходимо - это вопрос детального анализа. Допустим, у нас есть 10 тыс. чиновников. Нужно проанализировать, что они делают, есть ли от них польза или они занимаются простым перекладыванием бумаг. Главное - не создать для этого анализа ещё одно министерство.
Почему у них пенсия - 75% от зарплаты, а у нас - 35%?
Почему чиновникам дают пенсию в 75% от их заработка, а всем остальным - только 35%? Мы что, хуже них работаем?
И. Кузнецов, Смоленск
В региональных и муниципальных законах часто прописываются свои условия получения пенсий для первых лиц субъектов и городов. Некоторые мэры «нарисовали» себе доход на заслуженном отдыхе в размере 200-300 тыс. руб. при условии, что они пробыли в должности всего 1-2 года. Такие местечковые спецпенсии не идут ни в какое сравнение с госпенсиями, которые предоставляет федеральное законодательство.