«Когда Мишустин был назначен премьером, стоявшие перед ним задачи казались очевидными. Стимулировать экономический рост, который не дотягивал до двух процентов, то есть был заметен только макроэкономистам, а не обычным гражданам. Для этого улучшить администрирование национальных проектов, призванных стать драйверами роста. Создать более комфортные условия для развития бизнеса. В общем, все логично и предсказуемо.
Однако логика рухнула: правительству пришлось действовать в стилистике не эволюционного управления, а антикризисного менеджмента. В считаные недели Россия оказалась в условиях идеального шторма — рухнули нефтяные цены, бушует эпидемия коронавируса. В нынешнем году даже самые оптимистичные эксперты ожидают не роста, а хотя бы минимизации спада. Именно в кризис проявляется реальный потенциал людей и институтов. И показательно, что Герман Греф недавно назвал правительство Мишустина одним из самых эффективных за последние два-три десятилетия», — пишет Алексей Макаркин.
Действительно, сейчас правительству в пожарном порядке приходится решать множество разнообразных и очень непростых задач. Кроме борьбы непосредственно с пандемией, что само по себе архитрудная задача, кабмину необходимо разруливать массу иных экономических и социальных проблем россиян, которые возникают чуть ли не в ежедневном режиме.
«Расползания» страны не происходит
«Россия — огромная страна, и поэтому естественно, что право определять оптимальные меры по противодействию коронавирусу поручено губернаторам, которым виднее, какие учреждения закрывать, а какие могут продолжать работать. Но общие стандарты антипандемийной политики определяет правительство», — рассуждает политолог.
В первые недели своего премьерства Мишустин еще имел возможность совершать поездки в регионы в относительно спокойном режиме. В Курганской области он посетил больницу, которая не ремонтировалась 40 лет. В Костроме — деревянную больницу 1760 года постройки, где раньше находился кожевенный завод, а на чердаке до сих пор стоит бак, в котором варили кожу. Понятно, что речь идет не о досадных исключениях, поэтому правительство срочно решает вопросы о передаче регионам коечного фонда федеральных клиник и выделении средств на оснащение. А также контролирует работу глав регионов, причем не полагаясь на официальные отчеты. Губернаторам пришлось отвечать на неудобные вопросы о расхождениях между представленными ими сведениями о количестве медицинского персонала и уровне освоения средств федерального бюджета и первичными данными, поступившими в мониторинговый центр. Кстати, эта история наглядно демонстрирует, что «расползания» страны не происходит: федеральный центр сохраняет свою ключевую роль в политической системе.
Больницы и дороги
Да, правительство исправно и оперативно выделяет деньги на оснащение региональных больниц, обеспечение системой снабжения кислородом и средствами индивидуальной защиты. Только на эти цели уже выделено 32,4 млрд рублей. «Приведу пример — в Балашихе, где я живу, родильный дом в микрорайоне Саввино временно перепрофилирован в инфекционный центр. В нем установлено все необходимое оборудование — от аппаратов ИВЛ до томографов. Один из первых пациентов этого центра рассказывал, что по сравнению с морально устаревшей местной больницей новый центр является современным медицинским учреждением, весь персонал от санитарок до медсестер и врачей одет в костюмы полной защиты, — рассказывает Алексей Макаркин. — Более 800 магистралей, ведущих к медицинским учреждениям, были включены в программы модернизации в рамках национального проекта „Безопасные и качественные автомобильные дороги“. Часть из них уже отремонтирована, другие ремонтируются в ускоренном режиме, чтобы не создавать дополнительных проблем для транспортировки больных. Кстати, в Балашихе тоже сделали дорогу к инфекционному центру — таким образом приходится ускоренно решать проблемы, до которых десятилетиями не доходили руки. И многие больные все равно оказываются в старых больницах, где нет нормальных условий для лечения, — вряд ли приходится сомневаться в том, что здравоохранение будет одним из приоритетов для кабинета министров после окончания пандемии».
Чем заканчивается разбазаривание заначки?
Все мы не понаслышке знаем, что параллельно Мишустину необходимо решать и огромный пласт экономических проблем. При этом здесь справляться, пожалуй, ещё тяжелее, чем с теми вопросами, до которых раньше не доходили руки.
Например, малый бизнес откровенно недоволен тем, что его забыли и бросили на произвол судьбы. «Но опять-таки кабинет действует в условиях беспрецедентного цейтнота. Два первых пакета мер для поддержки экономики и доходов граждан, принятых в марте-апреле, „стоили“ 2,1 трлн рублей. Среди них были и полугодовая отсрочка по всем налогам (кроме НДС) для предприятий малого и среднего бизнеса, и приостановка проверок, и освобождение бизнеса от выплаты процентов, и отсрочки выплат по кредитам (общая сумма отсрочек — более 410 млрд рублей), и программа беспроцентного кредитования малых предприятий», — напоминает политолог.
Для малых и средних предприятий из наиболее пострадавших отраслей предусмотрено софинансирование зарплат в том случае, если они сохранили не менее 90% персонала. Сумма небольшая, 1 МРОТ (12 130 рублей) на каждого занятого, но она может позволить хоть как-то продержаться в условиях самоизоляции. По оценке Минфина, за два месяца поддержкой смогут воспользоваться около 1 млн организаций. Также беспроцентное кредитование распространено не только на малый бизнес, но и на более крупные компании.
Конечно, эти меры бизнесу и наемным работникам кажутся недостаточными: мол, могли бы и деньжат побольше подкинуть, и вообще распечатать заначку, в которой полно средств. Да и те меры, что введены, пока работают неважно: например, не единичны случаи отказа в кредитах. «Возможно, будут следующие пакеты мер. Но популярная идея распечатать заначку сталкивается с апелляцией к истории — в 1980-е годы аналогичные советские запасы в условиях обвала нефтяных цен были быстро растрачены на безнадежные попытки поддержания жизненного уровня людей. А потом пришлось затянуть пояса и просить кредиты МВФ на суммы, которые сегодня кажутся смешными. Непродуманные, судорожные решения могут оказаться неэффективными, а опустевшую казну заполнить будет уже нечем», — рассуждает политолог.
Чем займемся после пандемии?
Алексей Макаркин совершенно справедливо замечает, что после победы над вирусом правительству Мишустина предстоит ещё один бой: возвращение экономики к нормальной жизни. «Понятно, что оно не может быть одномоментным, — придется согласовывать различные интересы. Вопросы о балансе интересов в таких вопросах решают сейчас правительства многих европейских стран, и российское здесь не является исключением. Фактически речь идет об „оптимизационной задаче“ небывалого размера: как совместить меры социальной поддержки, помощи тем, кого пандемия поставила в сложное положение, со стимулированием сохранения рабочих мест, ускорением экономического развития, — пишет политолог в своей статье. — При этом необходимо ставить и цель возвращения в полном объеме к той повестке, которая кабинету была задана в январе, включая выполнение поручений, вытекающих из послания президента, и реализацию национальных проектов».
Когда и как кабмину предстоит этим заниматься, однозначно не могут ответить даже специалисты. Понятно, что в этом году ничего хорошего от экономических показателей ждать не стоит. А вот о дальнейшем развитии ситуации у экспертов мнения разнятся. «Одни специалисты пророчат быстрый отскок, другие говорят о том, что восстановительный рост будет куда более тернистым. Но в любом случае на повестку дня встанет та самая задача, с которой кабинет и приходил: придание экономике новой динамики за счет более совершенных методов управления, ликвидации избыточных административных барьеров (вспомним о неотмененной задаче „регуляторной гильотины“ — отмены устаревших барьеров и ограничений), задействования человеческого капитала как фактора роста. Опыт и слаженность, обретаемые кабинетом министров в дни борьбы с пандемией, окажутся более чем востребованными в решении этих задач», — уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.