Свои как чужие. Остались ли у России друзья в СНГ

Заседание экономического совета Содружества независимых государств. Фото: Сергей Субботин, РИА Новости

Формально общение с бывшими союзными республиками остаётся очень тесным. Вот в минувшую пятницу Владимир Путин летал в Бишкек на саммит Шанхайской организации сотрудничества. В ШОС кроме нас входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан плюс Китай. А ещё есть ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), где те же участники минус Китай и Узбекистан и плюс Белоруссия и Армения. А ещё ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) - те же, что в ОДКБ, но без Армении. Всё это внушительные структуры со своими аппаратами, комиссиями, комитетами.

   
   

Ещё формируется Таможенный союз - пока в нём Россия, Казахстан и Белоруссия, но недавно к ним решила присоединиться Армения. Почти 14 лет существует Союзное государство России и Белоруссии. А Содружество независимых государств (которое поначалу называли не то похоронной, не то бракоразводной конторой на обломках СССР) живёт уже почти 22 года! И на встречу с лидерами СНГ в Минск В. Путин отправится уже в октябре.

Нажмите для увеличения

Изменники и скандалисты

Но, может, это только видимость, что мы, обломки Союза ССР, всё ещё вместе? Новости-то из «братских республик» поступают странные... В Минске недавно арестовали крупного российского бизнесмена и, несмотря на протесты Москвы, до сих пор не отпустили. Другого (олигарха С. Керимова) объявили в розыск через Интерпол. И с Белоруссией, и с Украиной время от времени у нас происходят торговые войны - от нефтяных и газовых до молочных и конфетных.

Сейчас Киев, несмотря на уговоры Кремля, вострит лыжи в Европу: в ноябре хочет подписать соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Такое же соглашение с ЕС намерена оформить Молдова (и так совпало, что на днях Роспотребнадзор приостановил поставки молдавского вина). Пикантная деталь: третьей в этой «компании любителей Европы» должна стать Грузия, хлопнувшая д­верью СНГ ещё в 2008 г.

Подробнее о судьбе Баумгертнера и Керимова читайте в сюжете>>

Азербайджан, хоть он и имеет довольно ровные отношения с Россией, называют стратегическим партнёром США на Кавказе. А республики Центральной Азии, искусно лавируя между РФ и Западом, всё активнее ориентируются на… Китай. На прошлой неделе новый председатель КНР Си Цзиньпин был в Ташкенте, стороны подписали соглашений на 15 млрд долл.! До этого товарищ Си посулил многомиллиардные инвестиции Казахстану, договорился о закупке дополнительных 25 млрд м3 газа в Туркмении.

   
   

На этом фоне выразительно смотрятся другие новости: поток русских, желающих переехать из Казахстана в РФ, ещё весной вырос вдвое. Среди причин называют требование знания казахского языка, преимущества «коренным» жителям при устройстве на работу, а также активное переименование населённых пунктов. Так, село Ульяновку предложено называть Жылысай, село Яры стало Егинды, Огнёво - Каражалом, а жители Юбилейного стали проживать в Кокбастау.

Нажмите для увеличения

Тем временем в Киргизии издали указ, по которому все документы местных органов власти должны приниматься на национальном языке, хотя русский тут носит статус официального.

Как всё это понимать? «АиФ» обратился к ­экспертам.

«Братья ссорятся»

Виктор Алкснис, общественный деятель, депутат Госдумы в 2000-2007 гг.:

- В 1991 г. Ельцин полагал, что союзные республики никуда не денутся. Что они настолько зависят от нас, что приползут в Москву на коленях и будут молить о помощи и спасении. И Россия не раз помогала и спасала. Спасала таджикского президента Рахмонова, которого местные талибы могли повесить, как афганского Наджибуллу. Спасала, как это ни странно теперь звучит, Грузию от развала - помогла ей сохранить в своём составе Аджарию, которая, подобно Абхазии и Южной Осетии, добивалась независимости… Мы поставляли в «братские республики» ресурсы по льготным ценам. Но с первого же дня эсэн­гэшники держали в кармане фигу. Хотели урвать от России побольше, поменьше давая взамен. И постепенно переориентировались на другие державы.

В той же Средней Азии дейст­вительно началась мягкая этническая чистка. С начала 90-х из Казахстана уехали свыше 2 млн русских - намного больше, чем из «русофобской» Прибалтики!

Что нам делать сейчас? Вести жёсткую и последовательную политику, сочетая кнут и пряник. Инструментов влияния у нас много. Надо работать с пророссийскими организациями на Украине, в других республиках. Брать пример с американцев, вкладывать деньги и взращивать в сопредельных странах свои «пятые колонны». Сегодня ничего этого не делается.

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:

- По сравнению с концом 90-х сейчас у нас с государ­ствами СНГ вполне нормальные отношения. Создан Таможенный союз, где мы не без труда, но договариваемся. А что, разве внутри НАТО нет проблем? Или, может, в Евросоюзе царит полное единство? Наши интересы на постсоветском пространстве мы, по большому счёту, сумели сохранить. Работает космодром Байконур, стоят наши военные базы в Киргизии и Таджикистане. Благодаря союзу с Белоруссией россияне и белорусы ездят друг к другу, даже не замечая границ. Разве это мало? А конфликты - это тоже нормально. Братья ссорятся чаще между собой, чем с чужими людьми. Разве при формировании ЕС не было торговых войн между Францией и Германией, между Италией и Испанией - по поводу вин, сыров и т. д.?

Даже строптивая Украина в конечном итоге никуда от нас не денется, в этом Путин абсолютно прав. Хотя Киев мог бы взять пример с Еревана. В отличие от украинцев, которые сначала объявили о своём европейском выборе, а потом начали договариваться с Брюсселем (на унизительных условиях), хитрые армяне поступили по-другому. Они 3 года вели переговоры и с ЕС, и с нами. Всё посчитали, сравнили и приняли решение - в пользу Таможенного союза. Никакой тут любви к России искать не надо - просто они увидели свою выгоду.

На самом деле друзей у великих держав и не бывает - бывают сателлиты. И если у нас нет друзей - это хороший знак. Пусть с нами не дружат, зато уважают и немного боятся. Таковы реалии современного мира.