Два фронта: Навальный расколол парламентскую оппозицию

Коммунисты заподозрили «Единую Россию» получении иностранного финансирования. Заявление с запросом проверить финансовые источники партии они направили сразу в четыре ведомства — Генпрокуратуру, Министерство юстиции, Центризбирком и Федеральную налоговую службу. Поводом для проверки, как признают сами коммунисты, стала инициатива партии власти (и ЛДПР) провести аналогичную проверку избирательного счета кандидата в мэры Москвы Алексея Навального.

   
   

«Я внимательно изучал схему его (избирательного счета Навального – прим. ред.) финансирования – ничего там незаконного нет», — сказал «АиФ.ru» глава юридического отдела КПРФ Вадим Соловьев. По его словам, почти такая же схема финансирования применяется «Единой Россией», хотя законы о выборах и о политических партиях в части запрета на иностранное финансирование совпадают.

«За» и «против» Навального

В ходе нынешней избирательной кампании в рядах парламентской оппозиции довольно ясно обозначился раскол. ЛДПР и «Справедливая Россия» солидаризировались с партией власти и Сергеем Собяниным. Об этом можно судить по тому, как в информационную атаку против Алексея Навального дружно включились все три партии. Единороссы и лидер ЛДПР почти одновременно стали говорить об иностранном финансировании кампании Навального, после чего Владимир Жириновский направил соответствующее заявление в прокуратуру. Все эти события сопровождались многочисленными комментариями в прессе, а также теле- и радио-интервью, где Жириновский в свойственной ему манере изображал оппозиционера в самом неприглядном свете.

Не успел утихнуть скандал с «иностранным финансированием» Навального, как кандидат от «Справедливой России» Николай Левичев обвинил его в незаконной агитации и вместе с полицией принял участие в штурме квартиры его сторонников.

На предвыборных дебатах Левичев и кандидат от ЛДПР Михаил Дегтярев вместе атаковали Навального неудобными вопросами. При этом другие два кандидата — Иван Мельников от КПРФ и Сергей Митрохин от «Яблока» — сохраняют нейтралитет. Мельников даже «помогает» Навальному, задавая ему «удобные» вопросы — например, уточняя, как тот собирается бороться с коррупцией.

«Единый фронт» против партии власти

Обвинением «Единой России» в получении иностранного финансирования коммунисты окончательно обозначили свои приоритеты. «Закон должен соблюдаться в отношении всех кандидатов, в том числе и в отношении Навального», — заявил Соловьев «АиФ.ru». «Сегодня они «наехали» на либеральную оппозицию, а завтра наедут на коммунистическую оппозицию и будут применять те же незаконные методы», — пояснил он позицию партии.

Говоря о «незаконных методах» власти, Соловьев проводит параллель между атакой на Навального и уголовным преследованием экс-депутата Госдумы Владимира Бессонова, которого в ноябре 2012 года парламентарии лишили неприкосновенности. Поводом стало обвинение в нападении на полицейского во время митинга в Ростове-на-Дону. Против Бессонова возбуждено уголовное дело. Соловьев обращает особое внимание на тот факт, что об инциденте с полицейским вспомнили после возникновения так называемого «болотного дела», и связывает травлю коллеги по партии с предполагаемым распоряжением Кремля «разобраться с оппозицией».    
   

«Нас объединяет то, что все мы находимся в оппозиции и хорошо понимаем, какие методы применяет партия власти против нас, — говорит коммунист. — Сегодня, если ты относишься к партии власти, то можешь творить все, что угодно, а если к оппозиции, то против тебя и дело уголовное возбудят, и обвинят в чем угодно, и посадят, а по новому закону, из-за судимости еще и права участвовать в выборах на всю жизнь лишат».

«Эти методы объединяют нас в единый фронт борьбы с партией власти», — заключает Соловьев. Он оговаривается, что коммунисты вовсе не разделяют «либеральную идеологию» Навального, но готовы поддерживать его, «как и всех других оппозиционеров, в отношении которых применяются незаконные методы».

Сохранили имидж

ЛДПР и «Справедливую Россию» коммунисты к «единому фронту» не относят. «Они уже давно стали составной частью партии власти, говорит Соловьев. — ЛДПР давно выполняет саму грязную работу по травле оппозиции, а «Справедливая Россия», изгнав из своих рядов Гудкова, тоже вернулась в ложе «кремлевкой партии». Эти две партии коммунист называет «спарринг-партнерами» власти, их функция, по его словам, «обливать грязью действительно оппозиционных кандидатов».

По мнению политолога Александра Кынева, альянс коммунистов с Навальным является ситуативным, но это грамотный шаг со стороны КПРФ. «Потому что вопрос отношения к власти — это вопрос политического имиджа партии», — отмечает он. В условиях резкого разделения избирателей на противников и сторонников действующей власти, эта стратегия наиболее правильна, считает политолог.

В региональных выборах оппозиция лучше всего выступила там, где действовала согласованно и дружно критиковала власть. «В итоге все оппозиционеры добивались максимального успеха», — говорит эксперт.

«Чрезмерные заигрывания с властью (во всяком случае, в Москве) будут иметь крайне отрицательные политические последствия, — предупреждает Кынев. — Ведь с нынешними выборами политическая жизнь не заканчивается: нужно понимать, с каким политическим багажом партии через год пойдут на выборы в Московскую городскую думу».