Президент Владимир Путин подписал указ, определяющий правила работы с предложениями россиян. Россияне и до принятия указа пытались повлиять на законотворческую деятельность – например, «Новой газете» удалось собрать более 100 тыс подписей россиян против принятия «закона Димы Яковлева», запрещающего американское усыновление. Правда, на тот момент механизма работы с такими общественными инициативами не было, скандальный законопроект депутаты Госдумы приняли.
Теперь, теоретически, каждый совершеннолетний гражданин сможет «исправить» ситуацию в стране, выдвинув свою идею. Однако на практике инициативам россиян придется проходить двойные фильтры-экспертизы, а от предложения до ответа властей может пройти до полутора лет. Корреспондент АиФ.ru разобрался, какие барьеры возникли на пути инициатив гражданского общества и к чему может привести многоступенчатая электронная демократия.
Двойная защита
В своей предвыборной статье в 2012 году Владимир Путин писал: «предлагаю внести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в интернете». На практике все оказалось немного не так: инициативы будет рассматривать не парламент, а целых две экспертные группы, подписи необходимо будет собирать только на специальном ресурсе «Российская общественная инициатива», да и попадут туда не все идеи россиян, а только те, которые одобрит «Фонд информационной демократии».
Согласно подписанному Владимиром Путиным указу, работать с общественными инициативами федеральные власти начнут уже с 15 апреля, а региональные и муниципальные – с 1 ноября. Однако это не значит, что те многочисленные подписные листы, которые гуляют по интернету, уже 16 апреля лягут на стол больших начальников и попадут в работу.
Выдвинуть на голосование свою идею смогут только те 18-летние граждане РФ, которые зарегистрированы в государственной информационной системе, позволяющей идентифицировать их личность (например, на сайте госуслуг). Автору инициативы придется описать проблему, предложить методы ее решения и обосновать их, указав, на каком уровне вопрос может быть решен – федеральном, региональном или муниципальном.
После этого уполномоченной некоммерческой организации – «Фонду информационной демократии» - отводится два месяца на экспертизу. Работникам фонда предстоит установить, соответствует ли предложение гражданина нормам Конституции и международного права, а также определить, актуальна ли проблема, поднятая гражданином, и обоснованны ли варианты ее решения. Каких-либо четких критериев, по которым фонд будет измерять «актуальность» и «обоснованность» в указе не значится.
Более того, в фонде признались, что пока не сформирована экспертная группа и не решен вопрос, каким именно образом будет осуществляться экспертиза. Неясно, будет ли государство платить за премодерацию общественных инициатив, кто именно будет оценивать предложения россиян и как будет оплачиваться их труд.
Даже если «Фонд информационной демократии» даст «добро», вопрос будет вынесен на голосование. Идее необходимо будет собрать 100 тыс «за» или не менее 5% от проживающих в регионе, муниципалитете с население менее 2 млн человек. На голосование отводится год. Как пояснил представитель фонда, если 100 тыс подписей будет собрано раньше, то голосование завершится.
Если необходимое количество голосов собрано, по истечению срока для голосования идея передается в следующую экспертную группу – при правительстве РФ, администрации региона или города (в зависимости от того, на каком уровне должна быть решена проблема). Второму «экспертному фильтру» тоже отводится два месяца на обсуждение. Эта экспертная группа уже вправе принять решение о том, какие меры стоит принять по тому или иному предложению граждан.
Получается, если бы к моменту принятия «закона Димы Яковлева» механизм работы с общественными инициативами уже существовал, предложение об отказе от запрета на усыновление даже не успело бы пройти экспертные фильтры до того, как Дума приняла закон.
Демократия vs субъективность
По какому принципу администрация президента выбрала именно «Фонд информационной демократии» для премодерации общественных идей – неизвестно. Представитель фонда порекомендовал адресовать запрос Кремлю. Отметим, фонд возглавляет Илья Массух, бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, ныне работающего помощником президента Владимира Путина.
«Могут быть вопросы по срокам. На мой взгляд, с одной стороны, стоит задача отсечь откровенно бессмысленные инициативы. Я подробно изучал работу общественных приемных губернаторов, президента – к сожалению, там очень большое количество откровенно бессодержательных обращений», - отметил политолог, президент Коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко.
При этом политолог подчеркивает: пока ситуация складывается таким образом, что однозначных выводов о будущей работе фонда сделать нельзя. Возможно, в ходе премодерации отказ получат только бессмысленные инициативы, но не исключено, что и «неудобные» идеи россиян тоже не дойдут до голосования. «Есть простор для субъективизма», - констатировал эксперт.
По словам Минченко, было бы правильно, если бы порядок работы с общественными инициативами определялся не указом президента, а федеральным законом. Тогда документ прошел бы обсуждения в Госдуме и Совете Федерации, а лишь потом отправился бы на подпись к президенту. По мнению политолога, это обеспечило бы широкое обсуждение, и вопросы, на которые сейчас может ответить только время, могли быть сняты еще на стадии принятия.
Смотрите также:
- Ужесточение наказания за «резиновые квартиры» противоречит Конституции – эксперты →
- Петиция против закона «о прописке» набрала в Сети более 100 тыс подписей →
- Иностранное финансирование НКО предлагают взять под контроль →