Директор информбюро НАТО в Москве: Нам нужно бороться с мифами

Директор информационного бюро НАТО в Москве Роберт Пшель в день 12-летия бюро рассказал корреспонденту АиФ.ru, почему Россия до сих пор не получила гарантий ненаправленности ЕвроПРО, кто может остановить «арабскую весну» на Ближнем Востоке и почему НАТО до сих пор не вмешалось в ход революций. Кроме того, Роберт Пшель заявил, что после вывода американских войск из Афганистана помощь в восстановлении страны должны оказать соседние государства, а укреплению отношений России и НАТО мешают мифы и стереотипы.    
   

Про ядерное разоружение и ПРО

«АиФ.ru»: – Роберт, как бы вы охарактеризовали текущие отношения России и НАТО?

Р. П.: – Мы сотрудничаем уже много лет, совместно говорим о вызовах в современной безопасности. Есть у нас некоторые разногласия, но, как сказал посол Грушко (постпред РФ при НАТО – прим. АиФ.ru), список тем, где у нас есть согласие, длиннее, чем список тем, где у нас есть разногласия.

«АиФ.ru»: – Одна из самых острых проблем – это программа ЕвроПРО. Каковы перспективы решения этого вопроса? Присоединится ли Россия к этой программе?

Р. П.: – У России есть вопросы, связанные с эволюцией этой программы: не будет ли эта программа направлена против России. Но система, которую решили строить союзники, связана с угрозами за пределами Европы, это не имеет никакой связи со стратегическим потенциалом сдерживания России.

«АиФ.ru»: –  Почему тогда России не были предоставлены юридические гарантии ненаправленности системы ЕвроПРО?

Р. П.: – Это связано со сложностью процесса. В современном мире иногда нужно очень много времени, чтобы 29 стран договорились по какому-нибудь трактату. Могут быть крупные проблемы, связанные с ратификацией такого трактата.

   
   

На встрече в Чикаго декларировалось, что система ПРО не направлена против России. Мы такие обещания полностью выполняем. Наши политические декларации так же хороши, как и потенциальные юридические.

«АиФ.ru»: – Почему же могут возникнуть проблемы с ратификацией неких юридических гарантий, если вы уверены, что система не будет направлена против России?

Р. П.: – Я – просто чиновник НАТО. Мы слышим, что говорят представители других стран. Совет Россия-НАТО – это 29 стран. Это всё суверенные государства, у каждого есть парламент.

«АиФ.ru»: – То есть кто-то из союзников рассматривает вариант, что эта система будет оборонять, в том числе и от России?

Р. П.: – Нет, я отвечаю на ваш вопрос, связанный с юридическими гарантиями. Ещё раз хочу подчеркнуть: система не направлена против России, эта система даёт огромные возможности для сотрудничества.

«АиФ.ru»: – Как вы оцениваете сотрудничество в плане разоружения, исполнения договоров об СНВ?

Р. П.: – Для НАТО темы разоружения, контроля очень важны. Много говорится о высказывании президента США о будущем мире без ядерного оружия. Позиция НАТО такова: мы хотим идти в направлении ядерного разоружения и увидеть мир без ядерного оружия. Но пока ядерное оружие существует в мире, НАТО, как военно-политическая организация, хоть на самом низком уровне, но будет включать ядерное оружие в свой потенциал обороны.

Фото: «AиФ.ru»

Про «регионы нестабильности»

«АиФ.ru»: – НАТО будет каким-то образом контролировать ситуацию в Афганистане после вывода американских войск?

Р. П. : – Буквально в понедельник я был в Брюсселе, в штаб-квартире НАТО состоялась встреча между министром Лавровым и генеральным секретарём НАТО господином Расмуссеном. Большая часть этой встречи была посвящена Афганистану. Сейчас в Москве находится заместитель главнокомандующего войск НАТО в Европе генерал Ширрефф, он встречается со своими коллегами из Генерального штаба. И снова большую часть этих разговоров занимает дискуссия о том, что происходит и что нужно, чтобы происходило в Афганистане.

«АиФ.ru»: – А уже понятно, о какой сумме финансовой поддержки идёт речь? Во сколько обойдётся восстановление Афганистана?

Р. П.: – Было несколько международных встреч. Речь шла о нескольких миллиардах.

«АиФ.ru»: – Так кто станет «кошельком» восстановления Афганистана?

Р. П.: – Мы надеемся, что это будут не только страны НАТО. Потому что уже много стран НАТО участвуют в операциях, которые мы ведём много лет, и это всё стоит денег.

Стабилизация и безопасность Афганистана имеет большое значение для региона, поэтому мы считаем, что соседи Афганистана в первую очередь в этом заинтересованы. Также мы надеемся, что поддержка будет и со стороны других стран.

«АиФ.ru»: – Вы надеетесь, что центрально-азиатские республики помогут Афганистану восстановиться?

Р. П.: – Есть разные формы поддержки. Можно помогать финансово, другие страны могут предоставить какие-то военные средства, помогать инструкторами, курсами, какие-то страны помогут наладить торговлю. Давайте не забывать о том, что Афганистан – большая страна, у неё много границ.

«АиФ.ru»: – Давайте перейдём к другому региону нестабильности – Ближнему Востоку. По вашему мнению, почему арабская весна затянулась более чем на 2 года? Успокоятся ли волнения в этом регионе?

Р. П : – Это всё происходит в соответствии с настроениями людей, которые живут в этих странах. Никто не может влиять на самые крупные процессы, которые там происходят. Ответ на ваш вопрос можно получить только от людей, которые в этом регионе решают будущее страны.

Страны НАТО и Россия заинтересованы в том, чтобы этот регион развивался нормально. Не вижу никакой разницы между мечтами людей в этом (арабском – прим. АиФ.ru) мире и мечтами людей в наших странах.

«АиФ.ru»: – Так как может помочь НАТО и собирается ли помогать?

Р. П.: – Мы подходим к этому очень осторожно, всегда всё зависит от желания этих стран. Операция в Ливии – это немного другое, это было связано с резолюциями Совета безопасности ООН. Там была кризисная обстановка. Если же мы говорим о долгосрочной помощи, то это зависит от желания данных государств.

«АиФ.ru»: – А какую помощь может НАТО предложить?

Р. П.: – Самая хорошая помощь – это хорошие отношения в смысле торговли, открытости отношений, чтобы эти страны чувствовали себя элементом международного сообщества. Но им нужно наблюдать за стандартом международного сообщества.

«АиФ.ru»: – Уже рассматривались какие-то сценарии развития этой ситуации и возможного ответного поведения НАТО?

Р. П.: – У вас есть видение НАТО как такой структуры, которая может изменять мир по своим параметрам. У нас таких амбициозных целей нет.

Про проекты Россия-НАТО

«АиФ.ru»: – Завершая наше интервью, хотелось бы вернуться к отношениям Россия-НАТО. Недавно было заявлено, что в рамках работы Совета Россия-НАТО разработаны программные мероприятия на 2013 год. Какие из них самые важные? Если пришлось бы выделять 5 основных пунктов сотрудничества России и НАТО на 2013, что бы вы назвали?

Р. П.: – Программа очень амбициозная. Первое. Запланированы крупные учения во второй половине года, где мы будем тестировать систему совместной безопасности воздушного пространства. Второе. В этом году будет протестирована уникальная система по использованию техники для распознавания различных материалов во взрывных устройствах домашнего изготовления.

В-третьих, мы надеемся сделать шаг вперёд в таких сложных вопросах, как ПРО. В-четвёртых, в этом году будет реализовано много конкретных экспертных проектов.

И пожалуй, самый главный лично для меня пункт – это то, чем занимается непосредственно Информационное бюро НАТО в Москве. Мы хотели бы, чтобы уже в 2013 году остались позади все мифы, странные стереотипы. Например, мы добиваемся полезного договора о транзитном пункте в Ульяновске, а возникают вопросы о натовской базе в Ульяновске. Я думаю, что нам нужен открытый диалог. Только открытый разговор позволяет идти вперёд и бороться с этими мифами, которые я так не люблю.