Правозащитники признали Россию несвободной: чем им не понравилась политика Путина

Владимир Путин. Фото: www.russianlook.com

В 27 странах мирах ухудшилась ситуация с соблюдением демократических прав и свобод, считают эксперты международной неправительственной организации Freedom House. В число государств с«отрицательной динамикой свободы» попала и Россия. Корреспондент АиФ.ru разбирался, что именно огорчает международных правозащитников в российской ситуации.

   
   

Борьба с «иностранными агентами»

Правозащитники Freedom House, которые уже с 1970-х годов считают «индекс сводобы», отметили Россию в одном ряду с Венесуэлой и Ираном в части ситуации с политическими НКО.

«Россия изменилась к худшему после того, как Владимир Путин вновь стал президентом. Изолировав уже существующую политическую оппозицию, он протолкнул серию законов, которые подавляют растущий социальный протест», - отмечают представители фонда.

Freedom House отмечает, что у правозащитников России появились проблемы со сбором средств для работы.

Напомним, в 2012 году были приняты законы «об иностранных агентах» и «ответ Димы Яковлева». Согласно первому документу, НКО, получающие финансирование из-за рубежа, должны вставать на учет в специальный реестр и отчитываться о своих финансах. «Ответ Димы Яковлева» запрещает работу некоммерческих организаций, которые спонсируются США.

«Железный кулак»: активность на улицах и на «стенах»

«Евразия: возвращение железного кулака в России» озаглавлена одна из глав доклада. По мнению правозащитников, с возвращением Владимира Путина на президентский пост в России сдерживается независимая политическая и гражданская активность. Правозащитники отметили ужесточение правил проведения акций протеста и ограничение интернет-свободы.

   
   

Напомним, в июне в России был принят закон, увеличивающий наказание за нарушение правил проведения массовых акций. Так теперь юридические лица могут заплатить до 1 млн рублей за нарушения в ходе митингов и шествий, тогда как ранее организаторы могли, максимум, выложить 50 тыс рублей за аналогичные проступки. Рядовые участники митингов же могут заплатить за свои нарушения до 20 тыс рублей.

Закон о «черных списках» интернет-сайтов также был подписан летом. Те страницы, которые пропагандируют детскую порнографию, наркотики и самоубийство, будут закрыты для пользователей. Правозащитники и крупные интернет-компании отмечали, что под предлогом борьбы с вредоносным для детей контентом может быть ужесточена цензура.

Сирийский вопрос

Еще один аспект, который вызвал возмущение правозащитников, - позиция России по урегулированию конфликта в Сирии. В июле Китай и Россия воспользовались правом вето и заблокировали резолюцию ООН, которая предполагала санкции режиму Башара Ассада и обязывала его в течение 10 дней вывести войска из сирийских городов.

«Россия и Китай постоянно работали вместе, чтобы заблокировать международные действия, которые могли бы, к примеру, помочь освободить сирийский народ», - говорится в резолюции Freedom House.

Возмущение правозащитников – не повод для перемен

Россия получила 6 баллов за соблюдение политических прав (минимально возможная оценка - 7) и 5 баллов за гражданские свободы. Правозащитники полагают, что выводы их иностранных коллег обоснованны, но быстрых перемен в связи с критикой «из-за бугра» ждать не стоит.

«Чрезвычайно важно, чтобы правозащитники продолжали делать такие доклады. Россия позиционирует себя как демократическое государство. Некоторые соратники Путина рекомендуют ему уйти в изоляцию, но он пока не следует их советам», - заявил исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Пономарев. По словам Пономарева, в стране даже предпринимаются некоторые усилия для того, чтобы демократизировать ситуацию. «Мы видим и попытку упростить регистрацию партий, и возвращение избирательных блоков, и другие элементы демократизации избирательной системы. Другое дело, что это пока сдерживается желанием правящей партии и Владимира Путина контролировать власть», - сказал Пономарев, отметив, что международная критика помогает власти понять проблемные моменты и изменить их.

Председатель Межрегиональной правозащитной Ассоциации «Агора» Павел Чиков согласен с выводами экспертов Freedom House. Однако правозащитник уверен: к Freedom House власти настроены враждебно, критика со стороны этой организации воспринимается болезненно и, весьма вероятно, будет интерпретирована как попытка вмешательства во внутренние дела страны.